11.05.2022
12 404

Зонд InSight зарегистрировал марсотрясение рекордной силы

5.4

Сейсмометр заметил толчки, достигавшие пяти баллов, — самые мощные более чем из 1300 марсотрясений, которые он зарегистрировал за годы работы на поверхности Марса.

Сейсмометр SEIS установлен рядом с аппаратом InSight и накрыт защитным куполом
Сейсмометр SEIS установлен рядом с аппаратом InSight и накрыт защитным куполом / ©NASA, JPL-Caltech / Автор: Екатерина Лебедева

Спускаемый аппарат NASA InSight совершил посадку на Красной планете в 2018 году и, в отличие от марсоходов, с тех пор остается неподвижен. Одна из его главных задач — сейсмический мониторинг с помощью инструмента SEIS. Почти за три с половиной года чувствительная аппаратура зарегистрировала более 1300 марсотрясений, включая несколько, эпицентры которых находились на противоположной стороне планеты. Однако ни одно из них не сравнится с новым событием, которое было замечено 4 мая 2022 года, на 1222-й сол (марсианский день) работы InSight: магнитуда толчков достигала 5. Об этом сообщается в пресс-релизе Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA.

Прежнее рекордно мощное марсотрясение зарегистрировали в августе 2021-го, оно достигало магнитуды 4,2 по шкале Рихтера. Напомним, эта шкала опирается на логарифм величины вызванных в сейсмографе колебаний, поэтому разница в балл соответствует десятикратному увеличению мощности толчков. Впрочем, для Земли сотрясение магнитудой 5 считалось бы средним и вряд ли привлекло большое внимание ученых либо публики. Но на Марсе с его скромными размерами и еще более скромной тектоникой такие значения близки к теоретическому максимуму, который ожидали зафиксировать специалисты.

Спектрограмма марсотрясения 4 мая 2022 г. / ©NASA, JPL-Caltech, ETH Zurich

Скорее всего, и для самой Красной планеты подобное сотрясение — большая редкость. «С самого запуска сейсмометра в декабре 2018-го мы ждали этого “большого события”, — рассказал научный руководитель проекта Брюс Банердт (Bruce Banerdt). — Это марсотрясение даст такой взгляд на планету, какого не могло дать ни одно событие прежде». В самом деле, сейсмические волны, проходящие сквозь кору, мантию и ядро, несут бесценную информацию об их размерах, составе и структуре, позволяя лучше понять внутреннее строение и прошлое Красной планеты.

Свой новый рекорд InSight вряд ли побьет: запланированная миссия аппарата была завершена еще в конце 2020-го, и сейчас он работает в рамках расширенной программы, которая закончится в этом декабре. Тем временем техника на борту ведет себя уже не так, как прежде, и с наступлением марсианской зимы покрытые многолетней пылью солнечные батареи поставляют слишком мало энергии, заставляя InSight автоматически переходить в безопасный режим работы.