Астрономы решили загадку «желтых шаров» Млечного Пути — Naked Science

Астрономы решили загадку «желтых шаров» Млечного Пути

4.2

Необычные объекты, которые прежде связывали с рождением массивных звезд, оказались пузырями, окружающими целые звездные колыбели.

«Желтые шары» выделены на ИК-снимке телескопа Spitzer
«Желтые шары» выделены на ИК-снимке телескопа Spitzer / ©Charles Kerton, Iowa State University, Spitzer, NASA

Гелиосфера, граница Солнечной системы, — частный случай астросферы, области, существующей вокруг любой звезды. В этих пределах исходящий от нее ветер, поток частиц, еще доминирует над частицами межзвездной среды, но на краю, сталкиваясь с ними, образует ударную волну. Это вызывает нагрев и ионизацию газа, заставляя его излучать. Такие «пузыри звездного ветра» можно наблюдать у многих достаточно массивных и ярких звезд нашей Галактики.

К их поиску привлекают добровольцев со всего мира. Участники системы «гражданской науки» Milky Way Project по определенным инструкциям ищут и выделяют характерные участки на изображениях, полученных космическими телескопами Spitzer и WISE. За первые пять лет работы волонтеры обнаружили почти тысячу необычных инфракрасных источников, которые прозвали «желтыми шарами» (yellowballs), а впоследствии их нашли еще несколько тысяч.

Почти сразу ученые предположили, что «желтые шары» связаны с областями звездообразования и зарождением массивных звезд в плотных газопылевых облаках. Чтобы проверить это, американские астрономы «картографировали» расположение около 500 таких объектов и обнаружили, что они совпадают с положением известных скоплений молодых звезд. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal.

Таким образом, «желтые шары» представляют собой не границы пузырей звездного ветра, а границы схожих пузырей, окружающих целые скопления новорожденных звезд. Их возраст — лишь около сотни тысяч лет: «Мне это представляется чем-то вроде звезд, находящихся еще в утробе», — сказала Грейс Вольф-Чейс (Grace Wolf-Chase), одна из авторов работы.