Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
24 сентября
7 381

Астрономы определили второй межзвездный болид, взорвавшийся в атмосфере Земли

5.5

Данные о пролете метеора, взорвавшегося над Тихим океаном в 2017 году, указали на его внесолнечную природу. Возможно, это был фрагмент, оставшийся от взрыва далекой сверхновой: богатый тяжелыми элементами и сверхтвердый «межзвездный снаряд».

Межзвездный астероид Оумуамуа: взгляд художника
Межзвездный астероид Оумуамуа: взгляд художника / ©M. Kornmesser, ESO

Входя в атмосферу на огромной скорости, небольшие небесные тела быстро раскаляются и начинают ярко светиться, и в большинстве своем разлетаются на крошечные частицы, не достигая поверхности Земли. Иногда пролет и взрыв таких болидов удается зарегистрировать различными средствами наблюдения, и это дает ученым информацию, которая позволяет оценить траекторию, скорость и другие свойства рассыпавшегося небесного тела.

Один из подобных объектов был замечен радарами американского министерства обороны в 2014 году, неподалеку от Папуа – Новой Гвинеи. Несколько лет спустя гарвардские астрофизики Амир Сирадж (Amir Siraj) и Ави Лёб (Avi Loeb) показали, что траектория и скорость этого тела указывают на то, что он прилетел из-за пределов Солнечной системы. О том же может говорить и его рекордная прочность материала, из которого состоял метеор: по оценкам ученых, он была примерно в 20 раз выше, чем у обычных каменных метеоритов, и вдвое, чем у железных. Позже расчеты Сираджа и Лёба подтвердили и эксперты самого минобороны США.

В своей новой работе пара ученых представила еще один подобный объект, который мог иметь внесолнечное происхождение – «Межзвездный метеор 2» (Interstellar Meteor 2, IM2). Он был зарегистрирован близ побережья Португалии в марте 2017 года. И необычно высокая скорость (почти 37 км/с), и траектория падения выделяют IM2 на фоне обычных метеоритов, указывая на возможное внесолнечное происхождение. Согласно расчетам, прочность материала, из которого состоял IM2, также была запредельной; по этому показателю он занимает третью строчку среди всех известных метеоров, для которых он был определен. Сирадж и Лёб уверены, что это не простое совпадение. Их статья представлена в онлайн-библиотеке препринтов arXiv.

«У нас недостаточно статистики для того, чтобы понимать, насколько должны быть прочнее межзвездные объекты, чем “солнечные”, – говорит Амир Сирадж. – Но шансы на то, что два таких объекта случайно попали в Топ-3 из 273-х составляют один на десять тысяч». «Для нас это означает, что источник происхождения этого тела существенно отличается от планетных систем типа Солнечной», – добавляет профессор Лёб.

Авторы предлагают несколько гипотез о происхождении IM2. В частности, это может быть фрагмент, созданный взрывом далекой сверхновой. И, конечно, ученые не сбрасывают со счетов идею об искусственной природе сверхтвердого метеора. Ави Лёб широко известен подобными идеями, довольно экстравагантными для консервативной части научного сообщества. Напомним, что ранее именно он предположил, что межзвездный астероид Оумуамуа, который пронесся через внутреннюю Солнечную систему несколько лет назад, мог быть зондом инопланетной цивилизации.