21.12.2021
5 100

Ученые узнали, как микроорганизмы могут поддерживать собственное существование в облаках Венеры

4.7

Группа исследователей, в которую вошли специалисты, обнаружившие в 2020 году фосфин на Венере, полагает, что на этой планете могут существовать микроорганизмы, «создающие» себе среду обитания.

Снимки поверхности Венеры / ©Getty images

Венера — крайне неблагоприятное место не только для человека, но для жизни вообще. Ее атмосфера насыщена углекислым газом, давление на поверхности аналогично таковому на Земле на глубине 900 метров под толщей воды, а средняя температура равна 462 градусам Цельсия. Планета окутана плотным слоем облаков, состоящих из серной кислоты.

Тем не менее некоторые ученые считают, что определенные виды живых организмов могут существовать хотя бы в условиях венерианских облаков. Ведь живут же микробы в земной атмосфере, битумных озерах, горячих источниках, чрезвычайно кислой или бескислородной среде. Такие организмы называют экстремофилами, и они при определенных условиях могли бы, вероятно, обитать и на Венере.

После того как на этой планете обнаружили газ фосфин — потенциальный маркер жизни, — споры о ее наличии или отсутствии не утихают. Многие исследования показывают, что никакого фосфина на Венере и нет, а выводы, представленные в журнале Nature Astronomy 14 сентября 2020 года группой ученых из Массачусетского технологического института (США) и Кардиффского университета в Уэльсе (Великобритания), ошибочны.

Но часть тех же ученых (в том числе из Массачусетского, Кардиффского и Кембриджского университетов), участвовавших в обнаружении фосфина, решила взглянуть на проблему под другим углом и опубликовала результаты нового исследования в журнале PNAS. Они определили химический путь, при помощи которого жизнь нейтрализовала бы кислую среду Венеры, создав самоподдерживающий обитаемый карман в ее облаках.

Известно, что, помимо фосфина, в венерианских облаках обнаружен аммиак, а также другие химические соединения, которые вроде бы не должны образовываться на этой планете естественным образом. Наличие жизни объяснило бы существование подобных соединений в атмосфере планеты, поэтому посматривать в сторону такой гипотезы — весьма заманчивая идея.

Есть, правда, мнение, что подобные вещества могут быть образованы пылью, которую уносит с поверхности Венеры в облака, где ее частицы вступают в химические реакции с серной кислотой. Это объясняет наличие в атмосфере определенных соединений, но не всех. Кроме того, в этом случае количество пыли, поднимаемой с поверхности, должно быть очень большим.

Ученые смоделировали ряд химических процессов в поисках ответа. Как оказалось, если в облаках Венеры все-таки существуют микроорганизмы, которые в должном количестве производят аммиак (обнаруженный в венерианской атмосфере, как уже было сказано выше), то связанные с этим химические реакции естественным образом давали бы и кислород.

К тому же аммиак нейтрализовал бы серную кислоту, делая облака более пригодными для обитания. Таким образом, исследователи смогли объяснить наличие аммиака и некоторых других веществ и соединений в атмосфере Венеры, которых, по идее, там быть не должно.