Ученые попросили добровольцев помочь с поиском черных дыр — Naked Science
28.02.2020
Денис Гордеев

Ученые попросили добровольцев помочь с поиском черных дыр

4.3

Астрономам понадобилась помощь неспециалистов для анализа данных, полученных от системы радиотелескопов: информации слишком много, а компьютерные алгоритмы иногда не справляются.

Изучение радиогалактик — сложная задача
Изучение радиогалактик — сложная задача / © Zoo Universe

Астрономы объявили набор волонтеров для проекта LOFAR Radio Galaxy Zoo — программы по анализу данных с крупнейшей в мире системы радиотелескопов. Они проводят сканирование неба в диапазоне низких частот. Основная часть данных, полученных от системы LOFAR, обрабатывается в автоматическом режиме, но некоторые объекты со сложной структурой алгоритмам не по силам.

Из-за этого, к примеру, точность определения положения сверхмассивных черных дыр при помощи компьютерных программ оказывается очень низкой. Дополнительную сложность в процесс анализа источников излучения вносит то, что на разных частотах один объект может выглядеть совершенно по-разному.

К тому же объем информации, которую собирают радиотелескопы, очень велик. Так, первый набор данных системы LOFAR, опубликованный ранее, содержит информацию от 350 тысяч различных источников. Во втором наборе, который готовится сейчас, этих источников будет более четырех миллионов.

Чтобы ускорить обработку информации, ученые из Радиоастрономического института Нидерландов, который руководит проектом LOFAR, объявили набор желающих поучаствовать в анализе информации. В рамках инициативы Radio Galaxy Zoo энтузиасты астрономии сначала пройдут обучение для понимания классификации радиогалактик, а затем получат доступ к информации от телескопов.

Добровольцы будут определять, какие области с интенсивным излучением в радиодиапазоне могут относиться к одному и тому же космическому объекту. Также в их обязанности будет входить сопоставление источников радио- и оптического излучения и поиск препятствий, которые мешают анализу информации (например, отсутствие оптического изображения или артефакты в данных).

Инициатива LOFAR Radio Galaxy Zoo не только поможет ученым быстрее анализировать информацию, полученную с телескопов, но и лучше понять процессы, которые происходят в космических источниках излучения. Кроме того, помощь добровольцев может дать идеи для разработки новых, более эффективных алгоритмов анализа данных, которые смогут справляться с классификацией радиоисточников лучше людей.

Ученые выяснили, что хроническая боль может влиять не только на физическое состояние, но и на психику человека, определяя его чувства, мысли и убеждения.