10.05.2023
1 221

У одной из ближайших к Солнцу звезд обнаружили огромный пояс астероидов

5.2

Молодая и яркая звезда Фомальгаут окружена плотным облаком пыли и обломков. Космический телескоп James Webb впервые рассмотрел детали его структуры, обнаружив несколько отдельных астероидных поясов. Размеры одного из них намного больше всей Солнечной системы.

Звезду Фомальгаут окружает сложноструктурированное облако
Звезду Фомальгаут окружает сложноструктурированное облако / ©NASA, ESA, CSA, A. Gáspár, A. Pagan (STScI) / Автор: Godefridus Victorinus

Яркая, молодая и крупная звезда Фомальгаут находится всего в 25 световых годах от нас. Она прекрасно видна на ночном небе, но лишь в южных регионах Северного полушария. Телескопы позволяют различить, что Фомальгаут входит в состав тройной системы и связан с парой звезд, расположенных в 0,9 и 2,5 светового года от него. Его окружает обширный пылевой диск, который недавно рассмотрели космические телескопы James Webb и Hubble.

Оказалось, этот диск имеет сложную структуру и состоит из трех поясов, дальний из которых тянется на расстояние в 23 миллиарда километров от звезды — это примерно в 150 раз больше средней дистанции между Землей и Солнцем и вдвое больше пояса Койпера, самой дальней периферии нашей системы. Об этом ученые сообщили в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Фомальгаут А примерно вдвое массивнее Солнца, в 20 раз ярче и намного моложе. Ему нет и 500 миллионов лет, и он окружен облаком, состоящим из остатков вещества, не вошедшего в состав самой звезды и, возможно, планет, которые скрываются этой пылью. «Я бы сказал, что Фомальгаут предлагает „архетипический“ остаточный диск. Рассмотрев структуры этого диска, мы можем получить представление о планетной системе», — рассказал Андраш Гаспар (András Gáspár), один из авторов новой работы.

До сих пор астрономам удавалось увидеть лишь внешние области пылевого облака Фомальгаута. Чтобы заглянуть глубже, Гаспар и его коллеги решили провести наблюдения в ближнем инфракрасном диапазоне, прежде всего с помощью новейшего телескопа James Webb. Выяснилось, что диск скрывает сразу несколько поясов, разделенных промежутками, в которых, вероятно, находятся планеты.

Пылевой диск вокруг Фомальгаута А, снятый в ближнем ИК-диапазоне с помощью инструмента MIRI телескопа James Webb / ©NASA, ESA, CSA, A. Gáspár, A. Pagan (STScI)

В непосредственной близости от Фомальгаута находится плотный пылевой диск, которых тянется на расстояние от семи до 80 астрономических единиц (радиусов орбиты Земли). Для сравнения, ширина главного пояса астероидов в Солнечной системе составляет всего 1,5 астрономической единицы. Далее расположен промежуточный пояс, плоскость которого отклонена на 23 градуса. Наконец, на периферии находится еще один пояс обломков и пыли. Наклон «среднего» пояса может указывать на то, что он образовался в результате столкновения двух крупных зародышей планет, от удара разлетевшихся на мелкие фрагменты.

Скайлер Вольфф (Schuyler Wolff), один из авторов новой работы, добавил: «Мы точно не ожидали такой сложной структуры с промежуточным поясом и еще одним, расположенным дальше. Это особенно интригует, поскольку каждый раз, когда астрономы видят поясы и промежутки в диске, они говорят: „Там определенно должны быть планеты“».