Пылевые дьяволы могут играть ключевую роль в формировании дюн на Титане — Naked Science
София Жаботинская

Пылевые дьяволы могут играть ключевую роль в формировании дюн на Титане

3.6

Механизм формирования эоловых форм рельефа на одном из спутников Сатурна может быть таким же, как и на Марсе.

Пылевой дьявол на Земле
Пылевой дьявол на Земле / © WorldAtlas

Метеорологические данные, переданные космическим аппаратом «Гюйгенс», показывают, что пыльные вихри, которые часто называют пылевыми дьяволами, могут вносить свою лепту в формирование облика поверхности Титана. Статья об этом опубликована в издании Journal of Geophysical Research: Planets.

Титан — самый крупный из спутников Сатурна, обладающий непрозрачной атмосферой, которая состоит в основном из азота. В ней также много органических веществ во взвешенном состоянии, которые образуются из радикалов, появляющихся при разложении азота и метана под влиянием солнечного света, и затем оседают в виде песка.

Гранулы песков Титана имеют размеры от пяти до 200 микрометров. Значительный вклад в их появление также вносят процессы выветривания пород на планете. Благодаря этому поля песчаных дюн покрывают около 13 процентов поверхности Титана.

Межпланетная станция «Кассини», изучающая спутники Сатурна, еще в прошлом году зафиксировала в приэкваториальных областях Титана три активные пылевые бури. Это означает, что у спутника есть интересное сходство с Марсом: наличие активного пылевого цикла и возможность образования пылевых дьяволов, которые приводят к образованию дюн.

В новой работе ученые из Университета штата Айдахо решили проверить, действительно ли такие пылевые вихри могут существовать в атмосфере Титана. Для этого исследователи изучили данные, полученные космическим зондом «Гюйгенс», который в январе 2005 года впервые совершил посадку на поверхность этого космического объекта. Изучив параметры давления, температуры и скорости ветра, ученые установили, что подобные атмосферные явления играют ключевую роль в формировании так называемых эоловых форм рельефа — в этом случае дюн.

Диаметр пылевых дьяволов Титана может достигать 500 метров, а тангенциальная скорость ветра в глазу вихря — нескольких метров в секунду. Этого достаточно, чтобы поднимать ввысь гранулы титанианского песка. Ученые надеются, что уже в 2034 году им удастся подтвердить свои выводы. Как раз тогда на Титане должен высадиться октокоптер космической миссии Dragonfly.

Ранее мы писали о том, что Меркурий когда-то мог быть пригоден для жизни, а на экзопланете WASP-76b зафиксировали железные дожди.