19.06.2023
1 857

Астрономы обнаружили коричневый карлик, половина которого горячее Солнца

5.8

Коричневый карлик WD0032-317B находится так близко к соседней звезде, что получает огромные дозы экстремального ультрафиолета. Его дневное полушарие раскаляется почти до восьми тысяч градусов Цельсия — горячее, чем поверхности большинства звезд, включая Солнце.

Горячий коричневый карлик: взгляд художника
Горячий коричневый карлик: взгляд художника / ©NASA's Goddard Space Flight Center / Автор: Екатерина Лебедева

Коричневые карлики — объекты, занимающие промежуточное положение между планетами и настоящими звездами. В их недрах могут протекать термоядерные реакции, но слишком слабые и неспособные поддерживать высокие светимость и температуру. Однако недавно астрономы из Института Вейцмана в Израиле заметили коричневый карлик, разогретый до 8000 кельвинов (более 7700 градусов Цельсия), намного выше Солнца. Статья об этом принята к публикации в журнале Nature Astronomy, а пока доступна в библиотеке препринтов arXiv.

Коричневый карлик WD0032-317B находится в 1400 световых годах от нас, на орбите возле горячего белого карлика. Такими карликами становятся некоторые звезды средних размеров, когда они исчерпывают внутренние ресурсы для термоядерных реакций, сбрасывают внешние оболочки и коллапсируют в компактный плотный объект. Остывая, белые карлики излучают остаточное тепло, при этом их температуры достигают огромных величин, сравнимых с температурами голубых сверхгигантов. Например, WD0032-317 при массе около 0,4 от солнечной раскален до 37 тысяч кельвинов.

Спектрограф UVES, работающий в Европейской южной обсерватории, заметил, что у этого белого карлика есть сосед. Новые наблюдения, проведенные Наамой Халлакун (Na’ama Hallakoun) и ее коллегами, показали, что это коричневый карлик массой между 75 и 88 массами Юпитера. Он вращается так близко к партнеру, что совершает полный годовой оборот всего за 2,3 часа. Здесь WD0032-317B облучают мощные потоки экстремального ультрафиолета с длиной волны от 10 до 91 нанометра.

Кроме того, из-за тесного соседства WD0032-317B остается приливно связан с белым карликом и развернут к нему всегда одной и той же стороной, как Луна — к Земле. В результате этих факторов температура на ночном полушарии коричневого карлика остается в пределах 1300-3000 кельвинов, а дневное раскалено, по разным оценкам, до 7250-9800 кельвинов. Все это делает его поверхность горячее всех известных экзопланет и коричневых карликов. Для сравнения, температура на поверхности Солнца составляет менее 5800 кельвинов.