Гало вокруг галактики Андромеды — на полпути к нам — Naked Science

Гало вокруг галактики Андромеды — на полпути к нам

4.6

При помощи телескопа «Хаббл» американские ученые «измерили» площадь огромного гало вокруг галактики Андромеды и обнаружили, что оно находится примерно на полпути к диску Млечного Пути, а в некоторых местах даже «натыкается» на собственное гало нашей Галактики.

Гало галактики Андромеда, если бы его можно было увидеть невооруженным глазом / ©phys.org / NASA, ЕSА, Дж. ДеПаскуэль и Э. Уитли (STScI) и З. Левай

Исследование опубликовано в The Astrophysical Journal. Галактика Андромеды — наш ближайший звездный сосед, в ясную ночь ее можно увидеть на небе невооруженным глазом. По мнению ученых, два миллиарда лет назад третья по размеру галактика Местной группы столкнулась с Андромедой, в результате чего и появилось гало — гигантское светящееся облако, состоящее из звезд, а также очень разреженного и ионизированного газа. Увидеть такое облако невооруженным глазом невозможно — его частицы слишком рассеяны и малы. Если бы этот ореол можно было разглядеть без увеличительных приборов, то он был бы в три раза больше созвездия Большой Медведицы.

Изучив гало Андромеды при помощи телескопа «Хаббл», ученые из Университета Нотр-Дам (США) совместно с коллегами из Йельского университета (США) выяснили, что оно имеет сложную слоистую структуру, состоящую из газа. «Понимание огромных газовых ореолов, окружающих галактики, чрезвычайно важно. Этот резервуар газа содержит топливо для будущего звездообразования в галактике, а также исходящие потоки от сверхновых. Он полон ключей к разгадке прошлой и будущей эволюции галактики», — пояснила Саманта Берек из Йельского университета.

Местоположение 43 квазаров, которые ученые использовали для исследования газового гало Андромеды / ©phys.org / NASA, ESA и Э. Уитли

Исследование проводили в рамках программы под названием Project AMIGA. Астрофизики изучали свет 43 квазаров — одних из самых ярких космических объектов во Вселенной, представляющих собой ядра галактик, находящихся далеко за пределами Андромеды. Разбросанные позади гало квазары «подсвечивают» его, что и позволяет ученым детально исследовать эти области.

В 2015 году те же ученые обнаружили, что гало Андромеды очень велико, но не было известно, насколько сложна его структура и каков его точный размер. Уточненные цифры: облако газа простирается на 1,3 миллиона световых лет от галактики, а в некоторых направлениях — и на два миллиона световых лет.

Огромные гало, по мнению ученых, часто окружают крупные галактики, в том числе Млечный Путь (предполагается, что это остатки небольших скоплений звезд, поглощенных более крупными галактиками). Исследование гало галактики Андромеды позволяет лучше понять структуру нашего собственного газового облака, ведь увидеть его гораздо сложнее, чем облако грандиозного соседа, поскольку мы сами находимся в этом облаке. Гало других галактик уже изучали, но, поскольку они слишком удалены от нас, исследовать их гораздо сложнее, чем ореол Андромеды. Последняя считается нашим галактическим «близнецом», поэтому может многое рассказать о нас самих.

И не только военных, но и обычных людей. Оказалось, для этого понадобится не более пары недель специальной подготовки. Причем человек может правильно распознавать цель, даже если ему не сказали, что конкретно нужно найти.