18 января
Анна Новиковская
6 848

Ученые выяснили, зачем ехидны надувают носом пузыри

5.0

Ехидны — загадочные родственницы утконосов — отличаются множеством необычных привычек. И теперь биологи разгадали причину одной из самых забавных: почему время от времени эти зверьки начинают надувать носом пузыри.

То, что выглядит как простое дурачество, на самом деле обладает биологическим смыслом / © Getty Images

Ехидны — древние и довольно необычные млекопитающие, во многом отличающиеся от собратьев по классу. В частности, у них довольно примитивная система терморегуляции, и ни потеть, ни как следует вылизываться, ни пыхтеть с высунутым языком они не могут, поэтому вынуждены искать другие способы охладиться.

В условиях глобального потепления умение поддерживать стабильную температуру тела — далеко не излишество, ведь всего за полвека среднегодовая температура в Австралии выросла почти на градус. Теперь ученые из Университета Кертина (Австралия) раскрыли один из странных способов терморегуляции ехидн.

Используя тепловизоры, биологи наблюдали за дикими ехиднами в зарослях кустарника, чтобы проследить, как они обмениваются теплом с окружающей средой. В процессе ученые обнаружили, что в жаркую погоду ехидны чаще обычного демонстрируют забавную привычку надувать носом пузыри, и после каждого лопающегося пузыря кончик их носа заметно охлаждается.

Иными словами, эти животные используют собственные носы для охлаждения — примерно тем же образом, что собаки, постоянно облизывающие морду в жаркую погоду. Дополнительно тепло рассеивалось на нижней стороне тела зверька, где его не покрывают длинные жесткие иглы, тогда как верхняя часть тела была хорошо теплоизолирована.

Теплоснимок ехидны: обратите внимание на темный прохладный нос / © Curtin University

Таким образом, несмотря на свою древность и примитивность, ехидны неплохо адаптируются к меняющимся условиям окружающего мира. Возможно, несмотря на все испытания, обрушивавшиеся на этих зверьков с приходом в Австралию человека, они все же смогут выстоять. И тогда даже на разогревающейся планете ехидны будут по-прежнему деловито выходить на охоту за муравьями и другими беспозвоночными, шустро слизывая их липким языком.

Исследование опубликовано в журнале Biology Letters.