1 февраля
Александра Медведева
5 054

Древние люди разбирались в пространственном планировании

4.2

Около 170 тысяч лет назад древние люди уже могли выбрать оптимальное место для очага в своей пещере. Его расположение позволяло максимально эффективно использовать огонь, при этом сводя к минимуму вредное воздействие дыма на организм.

Древние люди в пещере Лазарет
Древние люди в пещере Лазарет/ © M. A De Lumley

Исследователи из Тель-Авивского университета разработали специальную имитационную модель рассеивания дыма в замкнутом пространстве и применили ее к археологическому памятнику — пещере Лазарет на юго-востоке Франции, в которой люди обитали около 170-150 тысяч лет назад. Оказалось, местоположение очага внутри пещеры позволяло ее обитателям максимально эффективно использовать огонь, не подвергаясь сильному воздействию дыма. Результаты исследования представлены в журнале Scientific Reports.

Использование огня древними людьми активно обсуждают в научной среде. Ученые пытаются понять, на каком этапе эволюции люди научились управлять огнем и самостоятельно добывать его. Когда использование огня стало ежедневным? Насколько эффективным оно было? Особенно важен вопрос расположения очага в жилище, так как во многих пещерах, где люди обитали на протяжении поколений, археологи находили многослойные очаги. То есть костры разжигали все время на одном и том же месте.

Ранее израильские ученые разработали модель циркуляции воздуха и рассеивания дыма в замкнутом пространстве. Тогда они пришли к выводу, что наиболее безопасное место для очага находится в задней части пещеры, а наименее полезное для здоровья — у входа. Когда авторы применили свою модель к реальному месту — пещере Лазарет, — выяснилось, что размещение очага у задней стены действительно снизило бы плотность дыма в жилом пространстве до минимально возможного значения, а основная его часть поднималась бы под потолок.

Однако в исследованных слоях очаг находился в центре пещеры. Чтобы понять, почему древние люди выбрали именно это место, ученые смоделировали рассеивание дыма для 16 вариантов расположения очага внутри пещеры. Для каждого они оценивали плотность дыма во всех частях пещеры. Опираясь на рекомендации Всемирной организации здравоохранения, исследователи разделили все пространство на четыре зоны по степени опасности воздействия дыма.

Оказалось, плотность дыма в жилой части на самом деле была минимальной, если бы очаг располагался у задней стены, как и предсказывала модель. Однако в этом случае максимально безопасная область с самой низкой плотностью дыма была бы расположена слишком далеко от огня. Размещая очаг в центре, древние люди соблюдали баланс. У огня можно было работать, готовить, есть, спать, греться, при этом подвергаться минимальному воздействию дыма.

Открытие свидетельствует об изобретательности древних людей, их умении учиться на опыте и планировать свои действия, а возможно, и об осведомленности о вреде дыма для здоровья. Имитационная модель, представленная в работе, также поможет археологам при раскопке новых памятников, поскольку позволит быстрее находить очаг и определять наиболее посещаемые места жилищ.