26.10.2023
ФизТех
1 290

Российские ученые определили одну из возможных причин идиопатической ходьбы на носках у детей

4.5

Идиопатическая ходьба на носках (отсутствие полного контакта стопы) встречается примерно у 1-5 процентов детей и может быть симптомом задержки развития, психоэмоциональных или неврологических расстройств, а также следствием травм. Эта сенсомоторная дисфункция потенциально может возникнуть из-за несбалансированной выработки нейротрансмиттеров — посредников передачи импульса между нейронами и от нейронов к мышечной ткани, которые играют решающую роль в двигательном контроле. Ученые МФТИ, кафедры ортопедии РУДН и Института белка РАН провели детальный анализ научных исследований, посвященных данной патологии, и вывели теоретическое обоснование взаимосвязи нарушения выработки нейромедиаторов с дисбалансом метаболитов кишечной микробиоты.

Российские ученые вывели одну из возможных причин идиопатической ходьбы на носках у детей / © Пресс-служба МФТИ / Автор: Messiena Lucretius

Результат работы опубликован в журнале Molecular Sciences. Психомоторное развитие ребенка тесно связано с его взаимодействием с окружающей средой и окружающими его людьми и способность малыша ходить самостоятельно значительно расширяет эти взаимодействия. Формирование походки у ребенка идет до 7-8 лет. Где-то через 12 месяцев после начала самостоятельной ходьбы у малышей появляется удар пяткой в ходе ходьбы, означающий начало перехода к взрослой походке. В этот период часть детей может ходить на носочках, осваивая разные типы походки.

Обычно к 5,5 годам у большинства детей это проходит, но около 1-5 процентов детей продолжают большую часть времени ходить на носках. При отсутствии диагнозов, связанных с неврологическими, психологическими и ортопедическими состояниями, таким детям ставят диагноз идиопатической ходьбы на носочках. Данные исследований указывают на то, что заболевание является разнородным и многофакторным. У некоторых детей имеются генетические варианты мутаций, у кого-то наблюдаются сенсомоторные нарушения, но в целом исследования об этом заболевании до сих пор очень ограничены.

Несмотря на более чем 50-летнюю историю заболевания причина его до сих пор остается неизвестной. Это приводит к тому, что почти в половине случаев ортопедическое консервативное и хирургическое лечение не дает устойчивых долговременных результатов в нормализации походки. Группа ученых МФТИ, кафедры ортопедии РУДН и Института белка РАН на первом этапе проекта изучила уже имеющиеся научные данные об идиопатической ходьбе на носках.

«В ходе нашей работы мы искали возможные взаимосвязи заболевания с неврологическими и моторными расстройствами. Мы предположили, что это может быть связано с дефицитом нейромедиаторов, которые работают в мозге и отвечают за сенсорно-моторное развитие ребенка. Поскольку многие комменсальные (совместно существующие в нашем организме за счет симбиоза) бактерии в нашем кишечнике производят очень большое количество как предшественников, так и самих нейромедиаторов, наряду с метаболитами, регулирующими их синтез, то появилось предположение, что расстройство микрофлоры (разнообразие комменсальных бактерий) стимулирует возникновение заболевания и поддерживает его течение», — рассказал об исследовании Сергей Леонов, заместитель руководителя лаборатории персонализированной химио-лучевой терапии МФТИ.

В последнее время появляются данные, свидетельствующие о вовлеченности генетических факторов в развитие заболевания у 30-70 процентов детей с диагнозом идиопатической ходьбы на носочках. Однако следует отметить, что у детей, у которых были обнаружены мутации, не было никаких осложнений, связанных с рождением. Кроме того, исследования показали значительную связь с семейным анамнезом и трудностями сенсорной обработки, а также на возможное дальнейшее изменение диагноза на диагноз расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что указывает на возможный неврологический фактор в основе заболевания..

«Для нормального развития и жизнедеятельности человеку необходимо сохранение хрупкого баланса с его кишечной микробиотой. Сегодня существует целый ряд пренатальных и неонатальных факторов, способствующих его нарушению у детей, что может явиться предтечей нарушения баланса нейромедиаторов и сказаться на развитии сенсорно-моторных функций.

За последнее десятилетие целый ряд исследований продемонстрировал вовлеченность кишечной микробиоты в развитие заболеваний аутистического спектра, однако многие результаты оказались противоречивыми. В то же время многие пробиотические микроорганизмы могут оказывать различные положительные эффекты на функционирование нейромедиаторных систем, поэтому изучение их применения и для лечения двигательных нарушений является перспективным», — подчеркнула Светлана Кононова, научный сотрудник Института белка РАН.

Ученые считают, что нарушение баланса микроорганизмов в кишечнике сказывается на работе всего организма и стимулирует развитие различных заболеваний.

«Совместно с НИИ системной биологии и медицины Роспотребнадзора при поддержке Вадима Марковича Говоруна, директора только что созданного Института Биофизики Будущего МФТИ, мы планируем провести большое экспериментальное исследование содержания определенных микроорганизмов в кишечнике детей с различными расстройствами, связанными с хождением на носочках. Реальное подтверждение нашей гипотезы поможет выстроить разумную и щадящую терапию, посредством нормализации кишечной микрофлоры и позволит нам приступить к изучению других заболеваний, связанных с дисбалансом в регуляции синтеза нейромедиаторов», — заключил Сергей Леонов. Исследование поддержано Министерством науки и высшего образования России.