11.10.2021
Ольга И.
1 119

Ашельские орудия в Северной Африке появились раньше, чем предполагали

4.8

Это говорит о том, что каменная индустрия распространилась на север Черного континента почти одновременно с тем периодом, когда она появилась в Восточной Африке — предполагаемом месте возникновения человечества и его культуры.

Бифас из Уэд-Бушерит (Алжир) возрастом 1,7 миллиона лет / ©phys.org / Автор: Никита Тарасов

Работа опубликована в журнале Quaternary Science Reviews. Ашельская культура относится к раннему палеолиту. Начало ее ассоциируют с 1,76 миллиона лет назад: она возникла на основе олдувайской (галечной) культуры — наиболее примитивной и древнейшей в истории, которая, в свою очередь, появилась порядка 2,6 миллиона лет назад.

И та, и другая культуры сформировались в Восточной Африке. Во всяком случае именно там нашли их древние образцы. Антропологи, впрочем, давно предполагают: это может быть связано с тем, что на востоке Черного континента проводят больше раскопок, чем в других его частях.

И это подтвердила работа, опубликованная в 2018 году в журнале Science, авторы которой исследовали олдувайские орудия из формации Айн-Бушерит на северо-востоке Алжира. Датировку проводили по останкам фауны и при помощи магнитостратиграфии. В результате верхний слой формации датировали периодом 1,92 миллиона лет назад, а нижний — 2,44 миллиона лет назад. Это уже приближает его к общеафриканским, то есть общемировым рекордам древности орудий.

Но, как показали последние исследования ученых из Национального исследовательского центра эволюции человека (Испания), Университета Гриффита (Австралия), Национального центра исследований доисторических, антропологических и исторических исследований (Алжир), Университета Индианы (США) и других научных организаций, это, возможно, еще не предел.

Исследователи установили, что как минимум ашельские орудия появились здесь на 400 тысяч лет раньше, чем считалось: примерно одновременно с тем периодом, когда они возникли на востоке Африки. Ученым удалось подтвердить выводы авторов работы 2018 года о присутствии на севере материка олдувайских орудий с датировкой около 2,4 миллиона лет.

По мнению исследователей, это может свидетельствовать о том, что каменные технологии быстро распространялись по континенту, — либо даже о сценарии множественного происхождения и использования каменных орудий.