20.08.2020

Ученые предположили, из чего были сделаны первые орудия труда человека

5.2

Наблюдая за шимпанзе, ловящих термитов, американские ученые зафиксировали разные орудия труда, которыми пользуются животные. Исходя из этого, антропологи предположили, как могли выглядеть первые орудия труда наших предков.

Орудия труда, используемые шимпанзе для добычи термитов / ©phys.org / Crickette Sanz

Исследование опубликовано в «Американском журнале физической антропологии». Тот факт, что шимпанзе используют орудия труда, когда достают термитов из термитников, известен давно. Наблюдать за этим увлекательным процессом начала еще приматолог Джейн Гудолл порядка 60 лет назад. С тех пор ученые продолжают наблюдения, выявляя все новые аспекты при добыче термитов.

С помощью установленных камер в лесу Конго ученые из Университета Майами (США) в течение 15 лет наблюдали за развитием и деятельностью 25 молодых обыкновенных шимпанзе (Pan troglodytes troglodytes) — от рождения до зрелого возраста. Исследователи обратили внимание на то, что, в отличие от шимпанзе из Восточной и Западной Африки, которые используют при добыче термитов только один вид инструментов, шимпанзе в бассейне Конго имеют целый арсенал — колющие палки, твердые и гибкие ветки. Специалисты даже полагают, что шимпанзе, обитающие в этом регионе, обладают самым широким ассортиментом орудий из всех задокументированных в животном мире.

Шимпанзе добывают термитов / ©phys.org

Так, ученые заметили, что разные группы шимпанзе (сравнивали две популяции этих животных, живущих в 1300 милях друг от друга: одна — в Конго, в знаменитом местечке Гуалуго, другая — в Танзании, в Гомбе) по-разному подходят к изготовлению орудий труда. Обезьяны в Гуалуго тщательно подбирают материалы, используя сочетание нескольких видов растений, а те, что живут в Гомбе, относятся к делу проще.

«У них (шимпанзе из Конго. — Прим. ред.) есть мысленный шаблон того, как должен выглядеть правильный инструмент для работы, и нет никаких сомнений в том, что существуют разные типы орудий», — говорит биологический антрополог из Университета Майами Стефани Масгрейв. Так, инструменты, служащие для прокалывания термитников, сделаны из очень прочных видов растений, а орудия для добычи самих термитов — из гладких и гибких.

Кроме того, шимпанзе из Конго еще и модифицируют орудия для повышения эффективности своего труда. Они перетирают кончики гибких «зондов» зубами, чтобы получилось подобие малярной кисти — такой инструмент делает орудие более эффективным при добыче термитов.

Все инструменты для работы в обеих популяциях шимпанзе были сделаны из растений. Поэтому ученые полагают, что наши предки при изготовлении первых орудий труда также использовали растения, а не камень. И неудивительно, что ни одно из них не сохранилось в археологических летописях. Предположения о том, что первые орудия труда у человека были сделаны из дерева, высказывались давно, однако, научных подтверждений тому было немного. Данное исследование добавляет еще одно доказательство в пользу этой гипотезы.

ВВС Китайской Республики (Тайваня) получили первый учебно-боевой самолет Т-5 Brave Eagle. Машину разработали на основе легкого истребителя F-СК-1 Ching-kuo.

Ультрагорячий юпитер TOI-2109b находится в 20 раз ближе к своей звезде, чем Меркурий – к Солнцу, и на его дневной стороне легко расплавится и железо, и сталь.

Всемирная организация здравоохранения предупредила о серьезных последствиях, если возникнет очередная масштабная вспышка Covid-19, и посоветовала властям усилить ограничительные меры из-за распространения нового штамма коронавируса с большим числом мутаций.