10.05.2016
Редакция Naked Science

Покойся с Марсом! 10 аппаратов, отправившихся в последний путь к Красной планете

Марс был желанным объектом исследования еще на заре космической эры человечества. Было предпринято множество попыток отправить рукотворные зонды на орбиту Красной планеты, первую из которых осуществил в 1960-м году СССР. «Марсник» – именно так называлась первая советская автоматическая межпланетная станция, потерянная еще на стадии запуска. В общей сложности к Марсу было отправлено 15 аппаратов, роверов и орбитальных зондов. Сейчас планету изучают лишь четыре из них, остальные не пережили путешествия. Space.com составил рейтинг исследователей Марса, в техническом смысле отдавших за него свои жизни.

news-100215a-lg

Mariner 9

На 10-м месте рейтинга – автоматическая межпланетная станция NASA Mariner 9. Она достигла орбиты Красной планеты 13 ноября 1971 года, составив конкуренцию советскому «Марсу-2», – первому модулю, опустившемуся на Марс. Аппарат Mariner 9 в ходе разведки смог сфотографировать 85% Красной планеты, в том числе сделать первые снимки вулкана Олимп (Olympus Mons) – крупнейшего вулкана в Солнечной системе, а также обнаружить туман в районе Южного полюса. Аппарат успел передать на Землю более 7 тыс. фотографий и держался на орбите до тех пор, пока 27 октября 1972 года контакт с ним не был потерян.

«Марс-2» и «Марс-3»

Это советские автоматические межпланетные станции (АМС) четвертого поколения космической программы «Марс». Каждая АМС включала орбитальный аппарат и посадочный модуль. «Марс-2» вышел на орбиту Красной планеты в декабре 1971 года (по другим данным, 27 ноября) и работал вплоть до 22 августа 1972 года, пока связь с ним не была потеряна. Что касается спускаемого модуля, то его попытка сесть на Марс оказалась неудачной: круто войдя в атмосферу, он разбился, упав на марсианскую поверхность. Полет «Марса-3» был более успешным. Запущенный практически одновременно с «Марсом-2» аппарат достиг орбиты Красной планеты, осуществив первую в мире и единственную в советской космонавтике мягкую посадку спускаемого аппарата. Передача данных с автоматической марсианской станции началась через 1,5 минуты после ее посадки на поверхность, но прекратилась уже через 14,5 секунды, предположительно, из-за повреждений, нанесенных пыльными бурями.

«Викинг-1» и «Викинг-2»

Если советский «Марс-3» стал первым в истории модулем, совершившим мягкую посадку, то американский «Викинг-1» был первым аппаратом, успешно севшим и способным провести программу исследований. Он прислал на Землю первые снимки марсианского ландшафта непосредственно «из гущи событий». Оба «Викинга» провели заборы марсианской почвы для биологических исследований, ничего сенсационного в итоге не обнаружив. Что, впрочем, до сих пор некоторыми учеными оспаривается. Связь с «Викингом-1» была потеряна в 1982 году. «Викинг-2» проработал до апреля 1980 года, пока у него не вышли из строя аккумуляторы.

Mars Pathfinder и Sojourner

Миссия Mars Pathfinder, организованная NASA во второй половине 90-х, включала станцию и марсоход Sojourner («Пришелец»). Станция с ровером совершили посадку в районе долины Арес 4 июля 1997 года. Их задачей был анализ климата, атмосферы и состава марсианской поверхности. В историю космонавтики эта миссия вошла как первая удачная попытка посадить на Красную планету марсоход. Кроме того, данные, полученные в ходе миссии, подтвердили, что когда-то климат на Марсе был теплым и влажным. В последний раз связь со станцией удалось установить 27 сентября 1997 года. В 1998 году программу признали завершенной.

Mars Climate Orbiter

Запущенный в декабре 1998 года Mars Climate Orbiter был потерян для Земли в сентябре 1999-го в ходе попытки аппарата выйти на орбиту. Считается, что он распался на части в атмосфере Марса. В миссию, которая предполагала изучение погоды на Красной планете, было вложено 125 млн долларов. Позже комиссия выяснила, что гибель аппарата была вызвана путаницей между метрической системой мер и имперской (английской) системой мер, в результате которой Mars Climate Orbiter сбился с намеченного курса и вышел на более низкую орбиту, чем планировалось.

Mars Polar Lander

Аппарат-партнер Mars Climate Orbiter – Mars Polar Lander – погиб, как и его коллега. Он был запущен 3 января 1999 года – спустя 11 месяцев. 3 декабря он вошел в атмосферу Марса. Больше о нем ничего не известно. Задачей Mars Polar Lander была 90-дневная миссия по изучению Южного полюса Красной планеты. Эти исследования должны были дополнить работу Mars Climate Orbiter. Причины потери аппарата, как и его нынешнее местонахождение, остаются неизвестными. В ходе поздних миссий были сделаны снимки Южного полюса, где, как предполагается, покоятся останки Mars Polar Lander, однако разглядеть их пока не удалось.

Beagle 2

Посадочный модуль Beagle 2 («Бигль-2») являлся одной из первых попыток освоения планеты исследователями Великобритании, хотя формально миссия проходила под эгидой NASA. Аппарату предстояло многое: от изучения климата и геологии до поиска следов внеземной жизни. 25 декабря 2005 года Beagle 2 совершил посадку на Марс, однако на связь так и не вышел. Разыскать его удалось только в январе 2015 года. Он был обнаружен на снимках камеры орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter. Как выяснилось, Beagle 2 все же сел в заданной точке, однако его работе помешали не полностью развернувшиеся солнечные батареи.

Mars Global Surveyor

Проект Mars Global Surveyor, запущенный в 1996 году, считается одним из самых успешных марсианских проектов NASA, что позволило американцам вернуть утраченные позиции в освоении Марса. Станция не только успешно выполнила свою основную миссию, но и получила дополнительные задачи, справляясь с ними вплоть до вывода из эксплуатации в 2006 году: после плановой регулировки солнечных батарей операторы потеряли контакт с Mars Global Surveyor. За время своей службы аппарат проводил картографирование поверхности Красной планеты, наблюдал пыльные бури, работал в качестве коммутатора для марсоходов Spirit и Opportunity.

Phoenix Mars Lander

Самый молодой из марсианских аппаратов NASA, он был запущен в 2008 году. Совершив посадку на Великой Северной равнине (Vastitas Borealis), Phoenix Mars Lander пять с лишним месяцев искал на Красной планете признаки водяного льда, который, предположительно, находился чуть ниже поверхности («За водой!» – таков лозунг миссии).  В итоге аппарат обнаружил лед, параллельно изучив состав марсианского грунта. С приходом марсианской зимы Phoenix Mars Lander начал слабеть, с работой не справлялся, и в ноябре 2008 года связь с ним была окончательно потеряна.

Spirit

В отличие от своего «брата-близнеца» Opportunity, до сих пор бороздящего марсианские просторы, ровер Spirit так и не освоил Красную планету. На Марс он сел в 2004 году, еще до прибытия туда Opportunity, но в мае 2009 безнадежно застрял в одной из дюн. 24 мая 2011 года представители NASA заявили, что больше не будут пытаться связаться с ровером и оставят его в покое. Траурную церемонию прощания с ровером Spirit транслировало тогда телевидение американского агентства.