Покойся с Марсом! 10 аппаратов, отправившихся в последний путь к Красной планете — Naked Science
10.05.2016
Редакция Naked Science

Марс был желанным объектом исследования еще на заре космической эры человечества. Было предпринято множество попыток отправить рукотворные зонды на орбиту Красной планеты, первую из которых осуществил в 1960-м году СССР. «Марсник» – именно так называлась первая советская автоматическая межпланетная станция, потерянная еще на стадии запуска. В общей сложности к Марсу было отправлено 15 аппаратов, роверов и орбитальных зондов. Сейчас планету изучают лишь четыре из них, остальные не пережили путешествия. Space.com составил рейтинг исследователей Марса, в техническом смысле отдавших за него свои жизни.

news-100215a-lg

Mariner 9

На 10-м месте рейтинга – автоматическая межпланетная станция NASA Mariner 9. Она достигла орбиты Красной планеты 13 ноября 1971 года, составив конкуренцию советскому «Марсу-2», – первому модулю, опустившемуся на Марс. Аппарат Mariner 9 в ходе разведки смог сфотографировать 85% Красной планеты, в том числе сделать первые снимки вулкана Олимп (Olympus Mons) – крупнейшего вулкана в Солнечной системе, а также обнаружить туман в районе Южного полюса. Аппарат успел передать на Землю более 7 тыс. фотографий и держался на орбите до тех пор, пока 27 октября 1972 года контакт с ним не был потерян.

«Марс-2» и «Марс-3»

Это советские автоматические межпланетные станции (АМС) четвертого поколения космической программы «Марс». Каждая АМС включала орбитальный аппарат и посадочный модуль. «Марс-2» вышел на орбиту Красной планеты в декабре 1971 года (по другим данным, 27 ноября) и работал вплоть до 22 августа 1972 года, пока связь с ним не была потеряна. Что касается спускаемого модуля, то его попытка сесть на Марс оказалась неудачной: круто войдя в атмосферу, он разбился, упав на марсианскую поверхность. Полет «Марса-3» был более успешным. Запущенный практически одновременно с «Марсом-2» аппарат достиг орбиты Красной планеты, осуществив первую в мире и единственную в советской космонавтике мягкую посадку спускаемого аппарата. Передача данных с автоматической марсианской станции началась через 1,5 минуты после ее посадки на поверхность, но прекратилась уже через 14,5 секунды, предположительно, из-за повреждений, нанесенных пыльными бурями.

«Викинг-1» и «Викинг-2»

Если советский «Марс-3» стал первым в истории модулем, совершившим мягкую посадку, то американский «Викинг-1» был первым аппаратом, успешно севшим и способным провести программу исследований. Он прислал на Землю первые снимки марсианского ландшафта непосредственно «из гущи событий». Оба «Викинга» провели заборы марсианской почвы для биологических исследований, ничего сенсационного в итоге не обнаружив. Что, впрочем, до сих пор некоторыми учеными оспаривается. Связь с «Викингом-1» была потеряна в 1982 году. «Викинг-2» проработал до апреля 1980 года, пока у него не вышли из строя аккумуляторы.

Mars Pathfinder и Sojourner

Миссия Mars Pathfinder, организованная NASA во второй половине 90-х, включала станцию и марсоход Sojourner («Пришелец»). Станция с ровером совершили посадку в районе долины Арес 4 июля 1997 года. Их задачей был анализ климата, атмосферы и состава марсианской поверхности. В историю космонавтики эта миссия вошла как первая удачная попытка посадить на Красную планету марсоход. Кроме того, данные, полученные в ходе миссии, подтвердили, что когда-то климат на Марсе был теплым и влажным. В последний раз связь со станцией удалось установить 27 сентября 1997 года. В 1998 году программу признали завершенной.

Mars Climate Orbiter

Запущенный в декабре 1998 года Mars Climate Orbiter был потерян для Земли в сентябре 1999-го в ходе попытки аппарата выйти на орбиту. Считается, что он распался на части в атмосфере Марса. В миссию, которая предполагала изучение погоды на Красной планете, было вложено 125 млн долларов. Позже комиссия выяснила, что гибель аппарата была вызвана путаницей между метрической системой мер и имперской (английской) системой мер, в результате которой Mars Climate Orbiter сбился с намеченного курса и вышел на более низкую орбиту, чем планировалось.

Mars Polar Lander

Аппарат-партнер Mars Climate Orbiter – Mars Polar Lander – погиб, как и его коллега. Он был запущен 3 января 1999 года – спустя 11 месяцев. 3 декабря он вошел в атмосферу Марса. Больше о нем ничего не известно. Задачей Mars Polar Lander была 90-дневная миссия по изучению Южного полюса Красной планеты. Эти исследования должны были дополнить работу Mars Climate Orbiter. Причины потери аппарата, как и его нынешнее местонахождение, остаются неизвестными. В ходе поздних миссий были сделаны снимки Южного полюса, где, как предполагается, покоятся останки Mars Polar Lander, однако разглядеть их пока не удалось.

Beagle 2

Посадочный модуль Beagle 2 («Бигль-2») являлся одной из первых попыток освоения планеты исследователями Великобритании, хотя формально миссия проходила под эгидой NASA. Аппарату предстояло многое: от изучения климата и геологии до поиска следов внеземной жизни. 25 декабря 2005 года Beagle 2 совершил посадку на Марс, однако на связь так и не вышел. Разыскать его удалось только в январе 2015 года. Он был обнаружен на снимках камеры орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter. Как выяснилось, Beagle 2 все же сел в заданной точке, однако его работе помешали не полностью развернувшиеся солнечные батареи.

Mars Global Surveyor

Проект Mars Global Surveyor, запущенный в 1996 году, считается одним из самых успешных марсианских проектов NASA, что позволило американцам вернуть утраченные позиции в освоении Марса. Станция не только успешно выполнила свою основную миссию, но и получила дополнительные задачи, справляясь с ними вплоть до вывода из эксплуатации в 2006 году: после плановой регулировки солнечных батарей операторы потеряли контакт с Mars Global Surveyor. За время своей службы аппарат проводил картографирование поверхности Красной планеты, наблюдал пыльные бури, работал в качестве коммутатора для марсоходов Spirit и Opportunity.

Phoenix Mars Lander

Самый молодой из марсианских аппаратов NASA, он был запущен в 2008 году. Совершив посадку на Великой Северной равнине (Vastitas Borealis), Phoenix Mars Lander пять с лишним месяцев искал на Красной планете признаки водяного льда, который, предположительно, находился чуть ниже поверхности («За водой!» – таков лозунг миссии).  В итоге аппарат обнаружил лед, параллельно изучив состав марсианского грунта. С приходом марсианской зимы Phoenix Mars Lander начал слабеть, с работой не справлялся, и в ноябре 2008 года связь с ним была окончательно потеряна.

Spirit

В отличие от своего «брата-близнеца» Opportunity, до сих пор бороздящего марсианские просторы, ровер Spirit так и не освоил Красную планету. На Марс он сел в 2004 году, еще до прибытия туда Opportunity, но в мае 2009 безнадежно застрял в одной из дюн. 24 мая 2011 года представители NASA заявили, что больше не будут пытаться связаться с ровером и оставят его в покое. Траурную церемонию прощания с ровером Spirit транслировало тогда телевидение американского агентства.

©space.com

Ученые на примере Теотиуакана показали, как люди с момента возникновения раннего урбанизма выступали главными геоморфологическими «авторами» ландшафтов и продолжают определять устройство города до сих пор.

В Курской области обнаружили богатое и неразграбленное захоронение знатного воина.