• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
19.04.2021
Александр Березин
9
5 410

Смертельное ДТП показало неспособность автопилота Tesla контролировать водителя

Судя по отсутствию человека на водительском сиденье, машиной управлял автопилот. В теории он отслеживает наличие человека за рулем и без него не едет. Но на практике человек всегда может обмануть компьютер. Неспособность компьютера контролировать человека в описываемом случае привела к печальным последствиям. Несмотря на это, по последним данным, автопилот Tesla снижает риск попасть в аварию в девять раз. Впрочем, с одним нюансом.

Останки Tesla Model S после фатального ДТП. Столкновение произошло на очень большой скорости / ©CNBC / Автор: Regulus Tremerus

Согласно сообщению телеканал KHOU-TV, близ Хьюстона произошло ДТП с участием Tesla Model S. Машина вылетела с дороги на крутом повороте, врезалась в дерево и загорелась. Тушение пожара заняло длительное время, в итоге в машине обнаружили тела двух пассажиров. Ни одно из них не было на водительском сиденье. Судя по параметрам ДТП, оба погибших вряд ли могли двигаться сразу после удара о дерево. Из этого местные власти делают вывод, что машина ехала на автопилоте.

В норме «теслы» не едут, если на водительском сиденье нет человека. Чтобы убедиться, что он есть, от водителя требуются периодические касания руля. Некоторые машины компании еще контролируют наличие человека за рулем камерой. Однако ряд владельцев этих машин обходят ограничения. Для имитации касания руля они приматывают к нему скотчем полупустую банку с напитком: на ухабах банку покачивает, и она слегка качает руль, обманывая автопилот. Другие сажают самодельное чучело на водительское сиденье и едут рядом. Камера не может отличить муляж в темных очках от человека и позволяет такую езду. Разумеется, подобные действия небезопасны, но убедить в этом всех владельцев машин не представляется возможным в силу известных особенностей человеческой природы.

Случившееся подчеркивает главную слабость всех автопилотов, существующих на планете: ими управляют алгоритмические компьютеры. Реальными машинами управляют люди, природа мышления которых неизвестна, но ясно, что она не алгоритмична. Чтобы понять, как действовать, автопилоты сравнивают вид дороги перед собой с заложенными в ПО алгоритмами поведения на той или иной дороге. Значит, если алгоритмы распознавания дорожных условий дадут ошибку, то компьютер отреагирует неверно: как в нашем случае, когда он «не увидел» изгиб дороги и вылетел с нее. Пока не ясно, как можно решить эту проблему. Компьютеров, способных мыслить не алгоритмами, осознавать окружающую реальность, а не перебирать запрограммированные варианты, не понимая, что они описывают, еще нет. И придумать их сейчас невозможно, поскольку нет никакой ясности, как работает сознание у людей.

В то же время следует отметить, что у автопилота Tesla в итоге неплохая общая статистика аварийности. Согласно отчету компании за первый квартал 2021 года, машины под управлением ее автопилота попадали в аварию один раз на 6,74 миллиона километров пробега. «Теслы», владельцы которых не заплатили за автопилот при покупке (Илон Маск называет это «пассивный автопилот»), показали одну аварию примерно на 3,2 миллиона километров. Такие машины включают тормоза перед препятствием, которое не заметил человек-водитель, но только в последний момент. Машины компании без включенного автопилота и «пассивного автопилота» показали одну аварию на 1,6 миллиона километров пробега.

В среднем для США одна авария приходится на менее чем 0,8 миллиона километров пробега. Это дало Маску основания для громкого заявления о том, что ездить на автопилоте чуть ли не в десять раз безопаснее, чем без него. Между тем, это не совсем корректно. Да, аварийность «тесл» на автопилоте примерно в девять раз ниже, чем у среднестатистического американского водителя на среднестатистической американской машине. Но это нечестное сравнение. Из статистики выше заметно, что средняя «тесла» безо всяких черт автопилота становится участником ДТП вдвое реже обычной американской машины. Это происходит потому, что у нее весьма эффективная тормозная система и ряд других особенностей, связанных с риском попадания в аварию. Честное сравнение может быть только между «теслами» без черт автопилота и ими же, но с автопилотом. Оно показывает, что на сегодня автопилот в четыре с лишним раза безопаснее вождения вручную.

Типичные образцы особей (ареал этих конкретных — TikTok), обманывающих автопилот и едущих на нем без рук на руле  / ©TMZ

В то же время, при всей правоте этого тезиса, смерти, подобные описанным выше, определенно не исчезнут окончательно еще долгие годы. Автопилот действительно снижает аварийность, но за счет того, что не делает «человеческих» ошибок. Зато он делает — хотя много реже людей — собственные ошибки, которые человек может совершить весьма нечасто.

Сам глава Tesla Илон Маск недавно успел заявить: он уверен, что его машины будут ездить безопаснее авто с «живым» водителем уже в этом году. Если исходить из общей аварийности, то это, как мы видим, свершившийся факт. Но на практике сомнительно, что все люди станут доверять автопилоту, которые делает свои, «нечеловеческие» ошибки и вылетает с дороги. Скорее всего, и власти будут с большой неохотой разрешать езду на полном автопилоте. Даже несмотря на то, что она менее аварийна, чем езда «живого» водителя.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Заместитель главного редактора Naked Science. Автор специализируется на популяризации в области истории, космологии, астрономии, медицины, климата, макроэкономики и техники. Лауреат премии «Научный журналист года-2021».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Сегодня, 10:02
Юлия Трепалина

Ученые отследили происхождение грибка Pseudogymnoascus destructans — возбудителя «синдрома белого носа», который за последние десятилетия едва не истребил некоторые виды летучих мышей в США и Канаде. Также специалисты предупредили о ранее неизвестной генетической разновидности патогена, которая грозит североамериканским рукокрылым новыми вспышками заболевания.

Сегодня, 10:53
Полина Меньшова

Мурлыканье кошек оказалось связано с типом гена андрогенового рецептора. Закономерности, объясняющие поведение домашних питомцев, обнаружили ученые из Японии.

Позавчера, 17:49
Адель Романенкова

Красный сверхгигант Бетельгейзе в созвездии Ориона больше всего известен признаками «скорого» взрыва сверхновой, но недавно к этому добавились новые подозрения: о том, что она может быть двойной. Теперь астрономы пытаются выяснить, что представляет собой ее напарник. Недавние наблюдения привели к выводу, что это явно не белый карлик и не нейтронная звезда. Предполагают, что на самом деле это протозвезда.

26 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.

27 мая
НИУ ВШЭ

Исследователи ВШЭ выделили более 4000 примеров устной русской речи билингвов из семи регионов России и выяснили: большинство нестандартных форм в конструкциях с числительными связано не только с их родным языком, но и с тем, как часто выражение встречается в повседневной речи. Например, фразы «два часа» или «пять километров» почти всегда совпадают с литературным вариантом, а вот менее привычные выражения, особенно с числительными от двух до четырех, а также с собирательными формами вроде «двое» или «трое», часто звучат иначе.

27 мая
Любовь Соковикова

Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

22 мая
ПНИПУ

Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.

6 мая
Александр Березин

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

[miniorange_social_login]

Комментарии

9 Комментариев
А есть статистика, сколько километров в год проезжают владельцы беспилотных Tesla, в сравнении с обычными водителями?P.S. Средний электромобиль в год проезжает больше, чем его бензиновый собрат: EVs cover an average of 9,435 miles (15,180 km) each year through the first three years of ownership, compared to 7,490 miles (12,050 km) a year driven by petrol vehicles. https://thenextweb.com/news/teslas-more-miles-kms-first-three-years-gasoline-cars Полагаю, добавление автопилота ещё больше удлинит поездки.
Нейросети управляют как раз НЕ алгоритмически, а после реального обучения человеком. В результате обучения получаем некий черный ящик, который как раз и может вести себя непредсказуемо. А алгоритм - это четко зашитая программа, которую можно посмотреть, исправить ошибки.
    Нейросети ведут процесс обучения по строго заложенному алгоритму. То, что в ходе следования алгоритма они обучаются в схеме "черного ящика", который ведет себя непредсказуемо, не отменяет главного -- сам процесс обучения полностью алгоритмизирован. У человека этого нет.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      Но это не делает результат обучения алгоритмизированным. Есть такая штука, как детерминрованный хаос: мы досконально знаем уравнения динамики системы, но предсказать её поведение не можем. Так и с нейросетью: то, что мы досконально знаем алгоритм её создания, не даёт нам понимания алгоритма её работы и в принципе понимания, почему и, главное, как она работает.
        Результат обучения может и не быть алгоритмизирован. Но компьютер в целом бесспорно действует только алгоритмизировано, и иначе не умеет. Результаты обучения нейросетей сами по себе автопилотом не управляют. Они используются компьютером скармливающим в них информацию от сенсоров и использующим выдачу нейросетей тоже по определенным алгоритмам. Мы, бесспорно не имеем понимания алгоритма работы нейросетей автопилота Теслы, потому что этого понимание не имеет и не может иметь вообще никто -- включая нейросеть. Но это не значит, что компьютер, использующий нейросети в автопилоте работает неалгоритмически в целом.
          -
          0
          +
          Софистика )) Так можно объявить алгоритмом и человека за компьютером. Ведь он скармливает компьютеру информацию от сенсоров и своей нейросети. А уж тот действует строго алгоритмически.
    -
    0
    +
    Нейросеть можно заставить учиться до тех пор пока процент ошибок не станет ниже заданного порога. С человеком все не так просто. И пока никто не придумал способ как ему обновлять прошивку.
-
0
+
Чем больше будет на дорогах автопилотов тем безопаснее езда. Даже при существующих алгоритмах. А пьяные подростки во всем мире группа риска.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно