Звуковая карта мозга поможет прочесть мысли

Наблюдая за реакцией участков коры головного мозга на определенные слова и фразы, исследователям удалось составить звуковую карту, которая поможет перевести нейронную информацию в акустическую.

brain

«Он лихорадочно облизнулся», «Хочешь еще одно одеяло?», «Какие чудные глаза!»…

Напоминает отрывки из любовного романа, не правда ли? На самом дели эти фразы взяты из серьезного нейрофизиологического исследования.

Ученых интересовало, что происходит в мозгу при восприятии той или иной фразы. Оказалось, что разные звуки обрабатываются различными и вполне определенными участками головного мозга.

«Если проследить за мозговой активностью человека, слушающего чью-то речь, можно заметить, что разные участки реагируют на определенные звуки, слова и выражения совершенно по-разному», ? замечает Нима Месгарани, исследователь из Колумбийского Университета в Нью Йорке.

Для создания карты мозга ученые привлекли к эксперименту добровольцев, которым уже были имплантированы электроды для лечения эпилепсии. Эти электроды находились непосредственно на поверхности коры головного мозга; с их помощью можно было получить детальные сведения о нейронной активности.

Участников эксперимента попросили прослушать несколько сотен специально подобранных фраз, в то время как исследователи через электроды наблюдали за реакцией мозга на определенные звуки.

Как и ожидалось, акустическая информация активировала верхнюю височную извилину, в первую очередь ответственную за обработку звуков. При этом гласные и согласные активировали различные скопления нейронов, которые, в свою очередь, делились на более мелкие группы.

Скажем, часть нейронов подключалась исключительно на фрикативных согласных, например, как в букве «С». Другая часть реагировала лишь на взрывные, скажем, на согласную «Б».

По мнению Нимы Месгарани, с помощью звуковой карты мозга в будущем станет возможно полностью восстановить услышанные фразы исключительно через наблюдения за мозговой активностью.

Разумеется, все еще остается загадкой, каким образом мозг объединяет услышанные звуки и выстраивает из них осмысленные слова. Нейронаука находится еще в самом начале процесса понимания, каким образом нейроны обрабатывают акустическую информацию. Новое исследование – один из первых шагов на пути, который в будущем может привести к чтению мыслей людей.