Зоологов озадачил бум численности головоногих моллюсков — Naked Science
24.05.2016

Зоологов озадачил бум численности головоногих моллюсков

За последние полвека популяции головоногих стремительно выросли. Ученые связывают это с их способностями быстро приспосабливаться к изменениям условий жизни.

cephlapod1

Рост вылова головоногих – осьминогов, каракатиц, кальмаров – замечен уже достаточно давно. Однако само по себе это еще не говорит о росте их численности. Точные данные представили недавно австралийские биологи во главе с Зои Даблдэй (Zoe Doubleday), проведя несколько месяцев в архивах и проследив максимум накопленных данных по вылову этих моллюсков в период с 1953-го по 2013-й г. Кроме того, в анализ были включены данные 32-х предыдущих популяционных исследований.

К своему немалому удивлению, они обнаружили, что на фоне всех потеплений климата и изменений среды океана головоногие все эти годы переживают настоящий бум. И он касается не только жителей открытого моря, таких как знаменитый кальмар Гумбольдта, но и обитателей побережий, которые, казалось бы, должны особенно страдать от хозяйственной деятельности человека. Причину этого еще предстоит выяснить, однако некоторые предположения Даблдэй и ее коллеги делают в статье, опубликованной журналом Current Biology.

По одной из версий, чрезвычайно интенсивный вылов рыбы избавил головоногих от массы конкурентов и хищников, обеспечив неожиданное процветание. По другой, дело в особенностях самой биологии этих моллюсков: их коротком – короче, чем у тех же рыб, – жизненном цикле, отличной плодовитости и непривередливости в пище, что позволяет им быстро и гибко адаптироваться к изменениям окружающей среды. И пока температура воды в океане, повышаясь, остается для них комфортной, этот тренд может продолжиться.

Космическая сказка-эпопея «Звездные войны» после своего появления более 40 лет назад стала не только уникальным культурным феноменом, но и любопытным пророчеством в области астрономии. Только в начале XXI века ученые нашли несколько экзопланет, находящихся в системах двойных звезд, совсем как Татуин, где родился Энакин Скайуокер. Правда, до недавнего времени механизм возникновения таких массивных объектов оставался загадкой — ведь одно из светил должно было буквально разбрасывать вещество протопланетного диска, не давая планетезималям в нем формироваться.