04.09.2017
Редакция Naked Science

Жуки-грабители воруют пищу прямо из желудков муравьев-разбойников

Паразитические жуки грабят рабочих муравьев и вынимают пищу буквально у них изо рта, перехватывая большую часть добычи всей колонии.

ants-0
©Wikipedia / Автор: Михаил Григорьев

Колонии муравьев-древоточцев Lasius fuliginosus начинают жизнь как социальные паразиты, выстраивая свое гнездо внутри гнезда других древоточцев (не своего вида). Постепенно они полностью вытесняют «аборигенов» и продолжают жить на их старом месте. Рабочие особи движутся вдоль помеченных пахучими веществами дорожек. Они собирают выделения тлей и некоторых других насекомых и переносят их в зобе – «общественном желудке», пища из которого отрыгивается в рот другим членам семьи.

Однако тут их и поджидает опасность: жуки-блестянки Amphotis marginata, то и дело встречающиеся в гнездах древоточцев и караулящие их вдоль «дорог». Эти насекомые – клептопаразиты, использующие пищу, добытую другими животными. Как показала недавняя работа энтомологов из Университета штата Аризона Берта Хёлльдоблера (Bert Hölldobler) и Кристины Квопич (Christina Kwapich), делают они это с большим мастерством: «разбой» служит A. marginata основным источником пищи.

В статье, опубликованной журналом PLoS ONE, ученые описывают результаты наблюдений за колониями муравьев L. fuliginosus как в полевых условиях, так и в лаборатории. Авторы отмечают, что паразитические жуки A. marginata используют естественное для муравьев отрыгивание пищи из зоба – автоматическую реакцию, которая запускается серией прикосновений к передним ножкам и антеннам. После этого древоточец лижет голову жука, на которой расположены железы, по-видимому, выделяющие привлекательный для него сигнал. Наконец, жук сближает свои челюсти с муравьиными и получает добычу.

©BH, CLK

Биологи использовали радиоактивные метки и оценили объем пищи, которая достается таким путем жукам. Он оказался поразительно большим: паразиты получали от рабочих в 1,8 раза больше пищи, чем другие муравьи их собственного вида. Лишь изредка те обнаруживают разбойника на дороге и пытаются атаковать, но и тогда редко способны что-либо сделать. A. marginata моментально втягивают лапки, закрываются жесткими надкрыльями и буквально намертво «присасываются» к земле, представляя для муравьев слишком сложную мишень.