05.09.2022
7 916

Осы научились манипулировать муравьями при помощи растений

4.7

Откладывая яйца в растения, осы вызывают развитие галлов с питательными «шапочками», имитирующими запах мертвых насекомых. Привлеченные ими муравьи переносят галлы в гнездо, где личинки ос могут расти в безопасности.

©Andrew Deans, Penn State / Автор: Павел Сорокин

Целый ряд ос и других насекомых откладывают свои яйца в ткани растений, вызывая у них появление патологических разрастаний — галлов. Под этой оболочкой личинки развиваются в относительной безопасности, хотя и здесь их могут поражать паразитические микробы и поедать хищники-специалисты. Возможно, поэтому некоторые осы пошли на следующий шаг и научились привлекать муравьев, чтобы те дополнительно защищали галл и скрытую в нем личинку. К такому выводу пришли авторы новой статьи, опубликованной в журнале American Naturalist.

Растения не способны активно передвигаться и для распространения своих семян вынуждены находить самых разных союзников, от ветра до животных. Некоторые виды прибегают к мирмекохории — распространении муравьями, для привлечения которых на семенах развивается сочная и богатая питательными веществами элайосома. Муравьи приносят ее к своему гнезду и поедают элайосому, оставляя семя на новом месте. Энтомолог из Пенсильванского университета Эндрю Динс (Andrew Deans) обнаружил, что такое же путешествие могут совершать галлы, никак не связанные с размножением растений.

©Penn State

Динс и его коллеги обратили внимание, что «свежие» галлы содержат образование, похожее на элайосому. Оно получило название kapellos — от греческого «шапочка». Именно эта структура делает галл привлекательным для муравьев. Ученые продемонстрировали это с помощью наблюдений, отслеживая взаимодействия насекомых с галлами на записях видеокамер. На них было видно, как муравьи собирают галлы с kapellos и переносят их в гнездо, после чего объедают «шапочки», оставляя сами галлы нетронутыми. Личинки ос развиваются там защищенными и от хищников, и от грибков, с которыми непрерывно борются сами муравьи.

©Michael Tribone, Penn State

Дополнительные эксперименты с частями мирмекохорных растений сангвинарий показали, что галлы и семена одинаково привлекательны для муравьев. Если отделить «шапочку» от галла, тот перестает интересовать насекомых, зато сами ткани kapellos притягивают их особенное внимание. Таким образом, стало очевидно, что муравьи собирают галлы ради их съедобных частей, после чего просто оставляют в своем гнезде. Химический анализ показал, что kapellos так же богаты жирными кислотами, как и элайосомы семян.

«Набор жирных кислот, которые в изобилии содержатся в “шапочках” галлов и элайосомах, имитируют запах мертвых насекомых, — говорит Джон Тукер (John Tooker), один из авторов новой работы. — Муравьи — это “мусорщики”, они перетаскивают к себе в гнездо все, что им кажется привлекательным. Так что явно не случайно и в “шапочках” галлов, и в элайосомах можно встретить подходящий для этого набор жирных кислот». Ученые предполагают, что такая адаптация могла возникнуть еще до мирмекохории. Лишь после того, как осы приучили муравьев искать питательные галлы, эту тактику взяли на вооружение и растения для распространения своих семян.