Жизнь в городе ускоряет старение птиц — Naked Science
16.06.2016

Жизнь в городе ускоряет старение птиц

У птенцов синиц, выросших в условиях города, теломеры укорачиваются быстрее, чем у лесных.

birds

Большой город – это всегда стресс, создающий постоянное давление на нервную и иммунную системы. Это загрязненный воздух, затрудняющий дыхание. И все это даром не проходит: эксперименты, проведенные с обыкновенными синицами (Parus major), показали, что городские птицы стареют заметно быстрее своих «деревенских родственников».

Журнал Biology Letters публикует статью биологов из шведского Лундского университета. Авторы изучили развитие птенцов, которые родились и выросли в городских или естественных условиях. На пятнадцатый день после вылупления у них проводился забор крови и измерялась длина теломер. Это концевые участки хромосом, которые не несут никакой генетической информации, но защищают хромосомы от «слипания» с соседями. В ходе деления клетки, удвоения генома и работы белка ДНК-полимеразы теломеры медленно сокращаются. Считается, что этот процесс вносит заметный вклад в процессы старения и может служить их индикатором.

Измерив длину теломер у подопытных птенцов, шведские биологи обнаружили, что у синиц, растущих в городе, они в среднем на 11% короче, чем у их «родственниц из деревни». Этот эффект проявлялся независимо от места рождения: лесные птицы, перевезенные в город, демонстрировали то же «ускоренное старение» клеток. Кажется, его можно было заметить и невооруженным глазом – на иллюстрации к этой статье приведена фотография из статьи, на которой слева – один из птенцов, росших на природе, а справа – в мегаполисе.

Ученые предполагают, что причиной тому могут быть загрязнение, которое увеличивает мутационное давление на ДНК, а также стресс, который снижает эффективность работы защитных систем организма. Насколько такое ускоренное укорочение теломер распространено среди других городских жителей, включая нас с вами, еще предстоит выяснить.