15.10.2015
Редакция Naked Science
1 277

Записи Рамануджана опередили развитие математики на сотню лет вперед

Записи, которые оставил математик Рамануджан, предопределили развитие этой науки на сто лет вперед. Речь, в частности, идет о числе 1729.

Знаменитый математик родился в Индии в 1887 году. Отсутствие специального образования не помешало ему получить выдающиеся результаты в области теории чисел. С итогами нового исследования можно ознакомиться на страницах журнала Research in Number Theory, а краткий обзор содержит пресс-релиз Университета Эмори в США.

Согласно великой теореме Пьера Ферма, для любого натурального числа n > 2 уравнение an +  bn = cn не имеет решений в целых ненулевых числах a, b и c. В случае с n = 3 данное утверждение доказал исследователь Леонард Эйлер. Затем эту теорему для различных значений n доказывали и другие математики, а полностью утверждение обосновали в 1994 году. Это сделал Эндрю Уайлс (Принстонский университет, США).

Рамануджан для обоснования теоремы применил методы, составляющие в современной науке основное содержание теории эллиптических кривых и K3 поверхностей, находящих применение в криптографии и теории струн. Названные «Потерянным блокнотом» записи были обнаружены американскими учеными в 2013 году при рассмотрении архива Кембриджского университета. Речь идет о предсмертной записке индийского ученого.

В своих работах исследователь рассматривал число 1729, которое представлял в виде суммы кубов несколькими способами: 1729 = 13 + 123 и 1729 = 93 + 103. Об этом знаменитом числе впервые сообщил ученый Годфри Харди, приехавший в больницу к Рамануджану на такси с номером 1729. Британец сказал, что это «скучное» число, а индиец, в свою очередь, не согласился. «Это наименьшее число, представимое в виде суммы двух кубов двумя способами», – ответил Сриниваса Рамануджан. В дальнейшем 1729 назвали числом Рамануджана – Харди.

Сриниваса Рамануджан воспитывался в традиционных для Индии кастовых традициях. Его неординарные способности стали заметны еще в школе. Впоследствии ученый открыл ряд теорем, о которых не догадывался из-за отсутствия специализированного образования. Уже в 27 лет Рамануджан получил звание профессора Кембриджского университета. Помощь в построении научной карьеры ему оказал британец Годфри Харди.

Умер Сриниваса Рамануджан будучи молодым, на тот момент ему исполнилось 32 года. Причиной смерти якобы стал туберкулез, который мог быть вызван следованием индийским традициям. Отметим, что число 1729 стало героем массовой культуры: его можно видеть в кино и мультсериалах, таких как «Футурама».