Впервые зафиксировано «ураганное землетрясение» — Naked Science
Никита Шевцов

Впервые зафиксировано «ураганное землетрясение»

Ученые сообщили об обнаружении совершенно нового геофизического явления — ураганов, которые вызывают землетрясения.

Ураганное землетрясение
Ураганное землетрясение /©NASA/MODIS Rapid Response

Во время штормового сезона ураганы или северо-восточные ветры передают энергию океану в виде сильных волн, которые взаимодействуют с землей и создают высокую сейсмическую активность. Это звучит разумно. И все же странно то, что никто не обнаружил связь между явлениями раньше.

Ученые проанализировали более 12 лет сейсмических и океанографических данных в период с 2006 по 2019 год, они обнаружили более 14 тысяч штормовых землетрясений, порождаемых в водах у берегов США, а также Канады и Мексиканского залива.

Команда исследователей считает, что это явление может происходить в Западной Европе и Западной Австралии, но оно просто еще не было там зафиксировано. Такой вывод авторы работы сделали из условий, необходимых для формирования «ураганных землетрясений». И хотя доказательства их существования в этих областях еще не получены, ученые считают, что это вопрос времени.

То, что помогло команде идентифицировать штормовые землетрясения на этот раз, были нечеткие сейсмические сигналы, возникающие из-за взаимодействия между океаном и твердой землей — данные, которые обычно рассматриваются (и игнорируются) как фон или шум. Обычно считается, что эти сигналы не несут важной информации: они никак не связаны с происходящими сейсмическими событиями.

Однако, когда группа сосредоточилась на низкочастотных сейсмических волнах, она обнаружила существование связи между шумом и возникновением сильных ураганов и штормов на море. Это позволило ученым сделать вывод о том, что мощные ураганы способны порождать сейсмические толчки, которые можно выявить на сейсмограмме. Полученные данные позволят ученым проанализировать другие сейсмические события и найти больше «ураганных землетрясений».

Исследуя культуры диатомовых водорослей, выделенных из почв Европы и Азии, ученые из Института физиологии растений имени К. А. Тимирязева РАН обнаружили пять новых видов. В том числе несколько уникальных для этих территорий, хотя раньше считалось, что водоросли этого рода распространены по всему земному шару. 25 штаммов этих организмов разделили на виды по сходству генов и внешнему строению покровов, создав тем самым коллекцию, которая может стать основной для поиска улучшенных способов производства веществ, важных для медицины, фермерства и рыбных хозяйств, ведь диатомовые водоросли быстро растут и могут накапливать полезные вещества даже при недостатке питания в среде.