Впервые доказано, что крабы чувствуют боль

Впервые доказано, что крабы чувствуют боль

Раков принято варить живьем: считается, что боли они не чувствуют. На самом деле такие сомнения существуют не только вокруг ракообразных, но и вообще всех беспозвоночных: у них просто нет областей мозга, которые у высших животных реагируют на боль.

6862-1280x1024

Некоторые специалисты считают такое прямое сравнение неточным. Хотя анатомия мозга у беспозвоночных вообще сильно отличается от нашей, они имеют все важные функциональные зоны: обрабатывают зрительную информацию, обучаются и даже могут прослеживать простые причинно-зависимые цепочки. Но все же, как быть с болью?

Некоторое время назад было предположено, что мы можем считать животное чувствующим боль, если в ответ на болевое раздражение оно меняет или свое поведение так, чтобы снизить дальнейшее воздействие, или физиологическое состояние – например, уровень «стрессовых» гормонов. Оставалось проверить, отвечают ли ракообразные этим критериям.

Для этой жестокой работы на побережье Ирландии было собрано 40 экземпляров небольших океанских крабов Carcinus maenas. Животных поместили в раздельные аквариумы, после чего половину из них на протяжении 2 минут с частотой 10 с били током импульсами длиной по 200 мс. Второй группе крабов повезло больше: они играли роль контроля и были избавлены от электричества.

Вскоре то, что они чувствуют боль, стало очевидным. 16 из 20 крабов экспериментальной группы принялись активно двигаться в своих аквариумах, а четверо попытались сбежать. Среди животных контрольной группы на стены никто не лез, хотя 14 крабов тоже двигались. Однако в гемолимфе – «крови» всех стимулированных током крабов – отмечался резкий скачок содержания молочной кислоты, уровень которой поднимался втрое. Кажется, «критериям чувствующего боль животного» они соответствуют. А значит, и их близким родственникам ракам наверняка очень больно, когда их варят живыми.

Вспышка между двумя соседними галактиками выдала присутствие ультраяркого рентгеновского источника, одного из самых близких к нам.