Воспалительные процессы привязали к суточным ритмам
05.08.2016

Воспалительные процессы привязали к суточным ритмам

Воспалительные реакции организма связаны с циркадными ритмами и активируются в светлое время суток. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного биологами Манчестерского университета, пишет The FASEB Journal.

Циркадные ритмы — циклические колебания интенсивности биологических процессов, которые связаны со сменой времени суток. Несмотря на это, они имеют эндогенное происхождение, являясь биологическими часами организма. Циркадные ритмы наблюдаются у цианобактерий, грибов, растений и животных. Как правило, их период близок к 24 часам.

В рамках изучения корреляции между циркадными ритмами и воспалительными процессами ученые индуцировали воспалителительный артрит у здоровых мышей. С помощью инъекций коллагена или физраствора у животных была спровоцирована воспалительная реакция в конечностях, при этом отек на фоне экспрессии цитокинов демонстрировал стабильную суточную активность, в частности интенсивность его распространения снижалась с наступлением темноты.

Затем экспериментальная группа грызунов сравнивалась с особями, не имевшими признаков воспилительного артрита, по показателю фибробластоподобных синовиоцитов (ФЛС). Функцией этих ретикулярных клеток является выработка коллегена III типа и секреция межклеточного вещества. В ходе наблюдений авторы обнаружили, что ФЛС регулирует суточные ритмы воспалительных процессов и при нокаутировании криптохромов 1 и 2 интенсивность развития заболевания повышается.

«Это исследование напоминает нам о том, что воспалительные процессы, несмотря на мнимую спонтанность, находятся под влиянием супрахиазматического ядра головного мозга — главного центра циркадных ритмов. С клинической точки зрения, это имеет далекое идущие последствия», — заявил главный редактор The FASEB Journal Тору Педерсен.