11.02.2016
Редакция Naked Science

Весной над Арктикой ожидается появление рекордных озоновых дыр

Климатологи отмечают, что галогенсодержащие загрязнения в сочетании с необычно холодным воздухом этой зимой уже серьезно ослабили озоновый слой над обширными регионами Арктики. По их расчетам, с приходом весны и усилением потока солнечного излучения, падающего на эти области, это может привести к появлению больших озоновых дыр в «защитном слое» нашей планеты.

ozone

Как известно, озон, сохраняющийся в верхних частях земной атмосферы, играет важнейшую роль в поддержании жизни на Земле, принимая на себя основной удар ультрафиолетового излучения, которое легко повреждает ДНК и ведет к гибели живых клеток. Неудивительно, что озоновые дыры, обнаруженные в 1980-х, стали предметом всеобщей озабоченности и привели к принятию межгосударственного Монреальского протокола и запрету фреонов. С тех пор ученые выяснили, что фреоны вряд ли могут служить основной причиной разрушения озонового слоя, а дыры над Антарктидой открываются почти каждой зимой.

Однако на этот раз они фиксируются и над Арктикой, и виновно в этом, возможно, глобальное потепление. Ученые подозревают, что именно оно привело к нарушению нормальных циркуляций воздуха и рекордно низким температурам атмосферы, зафиксированным в регионе нынешней зимой. «На высотах от 15 до 35 км эта зима ужасающа, – говорит немецкий климатолог Маркус Рекс (Markus Rex). – К следующей неделе около 25% озона Арктики будет разрушено».

Обычно к этому времени года сезонный полярный вихрь, задерживающий большие массы холодного воздуха, ослабевает, и стратосфера начинает прогреваться. Однако пока никаких признаков этого не видно, и если ничего не изменится еще в течение месяца, это может закончиться печально. В холодных и высоких слоях атмосферы начинается конденсация оксидов азота, которые вступают в реакции с галогенсодержащими загрязнениями и «активируют» их, превращая в опасные для озона формы.

Эти процессы фиксирует американский спутник AURA, по данным которого содержание инертных форм галогенов в атмосфере над Арктикой уже достигло рекордно низкого уровня, тогда как количество активных продолжает расти. Осталось добавить еще один фактор, способствующий гибели озона, – интенсивное солнечное излучение. Сегодня, когда зима уже перевалила за половину, за ним дело тоже не станет.

О том, как это скажется на местных экосистемах и жителях, остается лишь гадать. Однако ничего смертельного ждать все-таки не стоит: по словам ученых, в худшем случае население приполярных регионов будет получать столько ультрафиолета, сколько обычно получают жители Калифорнии. Возможно, многим из них это пойдет только на пользу, хотя об использовании защитных очков и кремов забывать все же не стоит.