22.01.2016
Редакция Naked Science

В пустом межзвездном пространстве астрономы наблюдают невидимые сгустки материи

Происхождение их неясно. Непонятно, из чего они состоят и как сохраняются в окружающем вакууме. Лишь специальные методы позволяют заметить: межзвездное пространство полно таких сгустков, слегка искажающих свет далеких квазаров.

plasma-noodles-image

Первые свидетельства их существования были замечены еще пару десятков лет назад при наблюдении квазаров – далеких и исключительно ярких источников. Считается, что так выглядят активные ядра крупных галактик, в которых сверхмассивная черная дыра поглощает материю и «рвет на части» соседние звезды, выбрасывая в космос мощные и узкие потоки излучения в разных диапазонах.

Потоки радиоволн, которые создают квазары, меняются со временем – считается, что это происходит за счет рассеивания излучения на облаках-сгустках заряженной плазмы, которые скрываются в практически пустом вакууме межзвездной среды. «Сгустки работают как линзы, то фокусируя, то расфокусируя радиоволны, делая их то сильнее, то слабее с периодичностью в несколько дней, недель или даже месяцев, – поясняет австралийский астроном Кит Баннистер (Keith Bannister).

Расчеты показывают, что такие сгустки могут быть огромны и покрывать миллиарды километров. Однако обнаружить и наблюдать их – дело нелегкое. Еще сложнее объяснить механизмы появления и выживания таких сгустков в межзвездной пустоте. Неизвестны даже формы этих образований. Однако Баннистер с соавторами вооружились массивом телескопов ATCA и просканировали около 1 тыс. активных галактических ядер в поисках линзирования – и в данных за 2014 год обнаружили квазар PKS 1939-315. Испускаемые им радиоволны были искажены, и этот процесс ученые рассмотрели сразу на тысячах длинах волн.

Это позволило выяснить, что неуловимые плазменные сгустки непохожи на обычные газопылевые облака. «То, что мы наблюдаем, может быть плоским скоплением, с ребра, – поясняет соавтор работы Кормак Рейнольдс (Cormac Reynolds), – или полым вытянутым цилиндром, видимым с торца, или же полой сферической оболочкой на манер ореха». Ученые намерены продолжить поиски, ведь только определив форму сгустков, можно будет выяснить их состав, механизм образования и сохранения в пустом вакууме космоса.