В морской воде нашли вирусы неизвестного типа

В морской воде нашли вирусы неизвестного типа

Не имеющие хвоста ДНК-содержащие бактериофаги не удавалось обнаружить стандартными методами – но теперь ученые полагают, что они доминируют в Мировом океане.

enterobacteria_phage_t4_by_artorp-d3aih3n

В каждой капле воды не слишком глубоко от поверхности моря содержится порядка 10 млн вирусов. Вряд ли удивительно, что биологи то и дело открывают новые, хотя обнаружение целой новой группы все-таки большая редкость. Похоже, что стандартные методики попросту не позволяли их заметить, хотя такие вирусы оказались крайне многочисленны – возможно, они распространены не только в океане и просто ускользали от ученых.

Мартин Польц (Martin Polz) из Массачусетского технологического института и его коллеги исследовали пробы воды, взятой у североамериканского побережья Атлантического океана. Они искали вирусы, содержащие двухцепочечную ДНК – такие вирусы чрезвычайно широко распространены, к ним относится и герпес, и знакомый всем со школы бактериофаг Т4 (Caudovirales). Заразив культуры морских бактерий Vibrionaceae, ученые обнаружили 200 различных ДНК-содержащих вирусов, из которых 18 были отнесены к новому порядку Autolykiviridae. Об этом они пишут в статье, опубликованной журналом Nature.

Название группы отсылает к герою греческой мифологии Автолику, ловкому вору, которого столь же трудно поймать, как и эти вирусы. «Самыми распространенными на Земле считаются инфицирующие бактерий вирусы, содержащие двухцепочечную ДНК, – пишут Польц и его соавторы. – Однако имеющие хвост вирусы Caudovirales, которые доминируют в базах данных и коллекциях культур, нерепрезентативны относительно их присутствия в окружающей среде. На самом деле в образцах воды численно доминируют «бесхвостые» вирусы».

Бактериальные клетки, зараженные фагами Autolykiviridae / ©MIT, Kauffman et al., 2018

«Бесхвостые» бактериофаги Autolykiviridae отличаются небольшим размером генома – всего порядка 10 тыс. оснований, в 4-5 раз меньше, чем у «хвостатых» родственников. Необычной оказалась и их способность инфицировать и убивать бактериальные клетки. Если обычные фаги в экспериментах поражали, как правило, один определенный вид вибрионов, эти заражали в среднем четыре и приводили к заметно более высокой смертности клеток. «Они оказались ответственны за 40 процентов смертности бактерий, хотя составляли около 10 процентов от общего числа вирусов в пробе», – объясняет одна из авторов работы.

По периметру диаграммы расположены бактерии-вибрионы разных видов, с ними связаны окружности заражающих их вирусов: синие – «хвостатые» бактериофаги, оранжевые – «бесхвостые» Autolykiviridae / ©MIT, Kauffman et al., 2018

Эти цифры указывают на большую роль, которую новая группа Autolykiviridae играет в регуляции бактериальных популяций и в биосфере в целом. Ученые уверены, что их методика позволит найти прежде ускользавшие от обнаружения вирусы и в почве, а возможно – и в кишечнике человека. Сходные генетические последовательности действительно находятся в геномах бактерий человеческой микрофлоры.