В Израиле спустя 109 лет открыли новый вид бабочек — Naked Science

В Израиле спустя 109 лет открыли новый вид бабочек

Энтомолог из Зоологического института Российской академии наук (РАН) Владимир Лухтанов обнаружил новый вид бабочек из рода шашечниц (Melitaea).

oo_135014

Шашечницы — дневные бабочки, распространенные в Палеарктике — регионе, который охватывает север Азии, Европу и Северную Африку. После третьего пересмотра структуры рода (проводились в 1941, 1955 и 2014 годах) в него были включены около тысячи видов. Однако филогенетическое дерево Melitaea остается неточным. Так, несмотря на развитие методов молекулярной биологии и генетики, например ДНК-штрихкодирования, таксономия группы не рассматривалась на примере одного или нескольких близких видов. Чтобы восполнить пробел, автор новой работы изучил бабочек, собранных в Израиле в 2013–2016 годах.

Предварительный осмотр показал, что бабочки могут относиться к видам M. persea montium Belter и M. didyma. Для проверки этой гипотезы ученый провел морфологический анализ образцов: с помощью микроскопа, оснащенного камерой с 8-мегапиксельной ПЗС-матрицей, он сделал макроснимки их гениталий (сравнение устройства половых органов самцов — один из способов высокоспецифичной типизации бабочек). Затем, для определения места в существующей классификации, энтомолог оценил генетические маркеры в геноме животных путем ДНК-штрихкодирования и сопоставил данные с 92 известными Melitaea.

Согласно результатам морфологического сравнения, рассмотренные особи не относились к M. didyma и M. persea montium Belter, но в ряде аспектов занимали между ними промежуточное положение. Чтобы определить их таксономический статус, исследователь сопоставил итоги молекулярной идентификации с показателями только М. persea и M. didyma (за исключением чрезвычайно редкого иранского вида M. eberti Koçak). Частично геном образцов включал в себя участки гена субъединицы I митохондриальной цитохром с-оксидазы (COI), характерные для видов, близкородственных M. persea, M. didyma liliputana и других.

Сравнение M. acentria (a-d) и M. persea persea (e-h) / ©Vladimir A. Lukhtanov, Comparative Cytogenetics, 2017

Однако последующее выравнивание и редактирование последовательностей позволило автору выявить среди образцов новый вид, получивший название M. acentria, — всего 26 самцов и 10 самок. На основании результатов анализа ученый полностью секвенировал участки COI голотипа и распространил итоги на паратипы. Также энтомолог описал внешний вид животных: в частности, M. acentria обладают преимущественно оранжево-красной окраской крыльев (более яркой у самцов) с темными точками меньшего размера, чем у M. didyma и M. persea. Длина переднего крыла у самцов составляет 17–20, у самок — 16–19 миллиметров.

По словам Лухтанова, открытие нового вида стало неожиданностью. «Тысячи людей наблюдали и даже фотографировали этих бабочек, но никто не отнес их к отдельному виду. Из-за внешнего сходства лепидоптерологи (энтомологи, изучающие чешуекрылых, — прим. NS) были уверены, что образцы, собранные в районе Хермона, принадлежат к шашечнице персидской (M. persea). Однако морфология и ДНК этих животных не изучались», — сообщил ученый. Он добавил, что M. acentria, вероятно, стали результатом гибридизации — феномена, который, как предполагалось ранее, характерен только для растений.

Подробности работы представлены в журнале Comparative Cytogenetics.