В атмосфере Марса обнаружили металлы — Naked Science
11.04.2017

В атмосфере Марса обнаружили металлы

Наблюдения орбитального зонда MAVEN позволили заметить в атмосфере Марса заряженные металлические ионы, которые могут влиять на поведение ионосферы планеты.

maven

По словам одного из авторов находки, ученого из Центра космических полетов Годдарда (NASA) Джозефа Гребовски (Joseph Grebowsky), ионы металлов остаются в атмосфере Марса подолгу, под действием электрических полей и просто ветра успевая перенестись далеко от места своего образования. О своей находке Гребовски и его соавторы сообщают в статье, опубликованной журналом Geophysical Research Letters.

Космический аппарат MAVEN ведет исследования верхних слоев марсианской атмосферы – с помощью этих данных ученые надеются понять процессы, которые миллиарды лет назад привели к тому, что планета практически полностью утеряла ее, а вместе с ней и воду, и какие-либо шансы развить сложную жизнь.

Металлические частицы, которые обнаружил MAVEN на высоте ионосферы, испарились с поверхности метеоритов, проходящих сквозь атмосферу на большой скорости. Здесь они потеряли электроны, став положительно заряженными ионами, – зонд зарегистрировал наличие железа, магния, натрия. Наблюдения, проводившиеся бортовым спектрометром MAVEN в течение нескольких лет, показали, что эти ионы присутствуют в ионосфере Марса постоянно.

Стоит сказать, что и падение метеоритов, и их испарение происходят не только на Марсе – теоретически сходные процессы должны иметься на всех достаточно крупных телах Солнечной системы. В самом деле, высотные зонды регистрируют металлические ионы высоко над Землей, время от времени указывают на них и радионаблюдения других планет. Однако, судя по данным MAVEN, на Марсе эти ионы ведут себя не так, как на Земле.

Наша планета окружена глобальным магнитным полем, под его влиянием металлы в ионосфере распределяются в рамках слоистой структуры. На Марсе магнитное поле сохранилось лишь слабым и только в определенных участках – его создает не жидкое ядро планеты, а отложения ферромагнитных минералов, – и только над этими участками металлы ионосферы распределены по слоям. Ученые предполагают, что эти частицы ионосферы могут влиять и на формирование высотных облаков, однако окончательно подтвердить это смогут лишь новые исследования.

Коронавирус 2019-nCoV продолжает свое печальное шествие по планете. По последним данным, случаи заражения, помимо Китая, зафиксированы еще в шести странах. Общее число заболевших приблизилось к 900.