Ученые «заблокировали» зависимость от никотина у крыс

Исследователи обнаружили группу нейронов, связанную с развитием никотиновой зависимости. Активность этих клеток удалось «заглушить» с помощью методов генной инженерии.

28 дек 2017 Наталья Пелезнева Комментариев: 0

Ученые «заблокировали» зависимость от никотина у крыс

Американские и китайские исследователи обнаружили небольшую группу взаимосвязанных нейронов, наиболее чувствительных к воздействию никотина. Ученые предполагают, что при постоянном воздействии никотина эти клетки способствуют развитию зависимости. Результаты исследования помогут в разработке новых методов борьбы с зависимостью от курения.

Ученые исследовали две области, расположенные в среднем мозге: поводок эпиталамуса и межножковое ядро. Более ранние исследования уже связывали нарушения в работе этих регионов мозга с развитием химической зависимости и, в частности, с повышенной тревожностью при попытках отказаться от курения. В норме эти зоны мозга способны контролировать ощущения от воздействия никотина. При разовом взаимодействии с веществом поводок эпиталамуса посылает «сигнал отвращения» в межножковое ядро, и приятный эффект от воздействия никотина снижается. Этот механизм защищает мозг от развития зависимости.

Исследователи провели эксперимент на лабораторных крысах. Животные получали раствор никотина в воде в течение шести недель, к концу этого срока у них выработалась заметная зависимость от вещества. После этого ученые обнаружили изменения в межножковом ядре мозга грызунов. Изменения произошли в одной из групп нейронов, связанных с белком α5 — одной из субъединиц, составляющих никотиновый ацетилхолиновый рецептор. Группа нейронов, получившая название α5-Epyc, осталась прежней. В то же время группа клеток, названная α5-Amigo1, привлекла внимание ученых. После шести недель постоянного взаимодействия с никотином эти нейроны выделяли нейротрансмиттеры, заглушающие «сигнал отвращения».

На следующем этапе эксперимента ученые «отключили» у части зависимых крыс один из генов, связанных с выделением нейротрансмиттеров в группе нейронов α5-Amigo1. Эта мера избавила грызунов от склонности к никотину. Вернувшись в помещение к другим, все еще зависимым крысам, животные с «выключенным» геном перестали проявлять интерес к месту, где они раньше получали никотиновый раствор. При этом искусственные изменения в группе α5-Epyc не оказывали такого эффекта.

Аватар пользователя Дмитрий Жуков