Ученые выяснили, как социальная изоляция влияет на мозг

Ученые выяснили, как социальная изоляция влияет на мозг

Американские исследователи обнаружили: долгие периоды одиночества негативно отражаются на мозге лабораторных мышей и нарушают в нем баланс веществ, связанных с реакцией на стресс.

sixty-and-me_70-loneliness-studies-say-loneliness-kills

Исследователи из Калифорнийского технологического института изучили, как социальная изоляция отражается на нейрохимии мозга. Выяснилось, что долгое пребывание в одиночестве повысило у лабораторных мышей уровень нейрокинина B — пептида, связанного в том числе с агрессивной реакцией на стресс. По словам ученых, похожие вещества есть и в нашем мозге, поэтому результаты исследования могут помочь в лечении многих расстройств человеческой психики. Работа опубликована в журнале Cell.

Ученые провели серию экспериментов на лабораторных мышах. После длительного пребывания в одиночестве поведение животных менялось: они демонстрировали страх, проявляли агрессивность по отношению к незнакомым мышам и становились особенно чувствительными к угрозам. Например, при встрече с угрозой мышь замирала и долго оставалась без движения, даже если опасный стимул убирали — в норме грызуны быстро отвлекаются, когда повода для страха нет. Такой эффект наблюдался только у тех мышей, которые провели в одиночестве две недели. Грызуны, оставшиеся одни на сутки, вели себя нормально.

Известно, что за похожие агрессивные реакции у мух дрозофил отвечают нейропептиды тахикинины. Ученые решили отследить работу одного из тахикининов, нейрокинина B, в мозге мышей. Вещество вырабатывается в амигдале и гипоталамусе — эти области мозга вовлечены в социальное поведение.

Ведущий автор исследования Мориэл Зеликовски (Moriel Zelikowsky) / © L’Oréal USA

После двухнедельной изоляции уровень нейрокинина B в мозге мышей значительно повышался. Затем исследователи искусственно заблокировали активность нейрокинина B в мозге с помощью осанетана (Osanetant) — препарата, изначально разработанного для лечения шизофрении. Это соединение — антагонист тахикининовых рецепторов, оно предотвращает эффекты, вызванные работой нейрокинина B.

С заблокированным нейрокинином B мыши вели себя нормально даже после затянувшегося одиночества. При этом мыши, в мозге которых, наоборот, искусственно увеличили уровень нейрокинина B, демонстрировали агрессию и страх, даже если не оставались одни надолго. Подъем уровня вещества исключительно в амигдале пробуждал у животных страх, а в гипоталамусе — вызывал агрессивную реакцию.

По словам ученых, в человеческом мозге также есть система различных тахикининов. Если блокировка какого-то из них окажет подобный эффект на человека, такие методики можно будет использовать в терапии депрессивных и тревожных расстройств. Известно, что эти нарушения нередко связаны с социальной изоляцией.

Ранее американские психологи связали активность в социальных сетях с интенсивностью субъективного переживания изоляции.