Ученые восстановили картину убийства, совершенного в позапрошлом тысячелетии — Naked Science

Ученые восстановили картину убийства, совершенного в позапрошлом тысячелетии

Патологоанатомам удалось реконструировать облик горца, убитого в шотландской пещере еще 1400 лет назад.

face0

Шотландские ученые приняли участие в интересном антропологическом расследовании убийства, произошедшего в здешних горах еще в VI веке. Отлично сохранившиеся останки мужчины были найдены в пещере на востоке страны, близ острова Блэк. Считается, что некогда данную пещеру использовали в качестве кузницы. Скелет погибшего лежал со скрещенными ногами, руки его оказались придавлены тяжелыми камнями.

Останки удалось датировать промежутком от 430 до 630 г. н. э.: скорее всего, мужчина принадлежал к одному из племен пиктов, которые в те годы еще продолжали оказывать сопротивление завоевателям англам и римлянам – они и дали им название, которое переводится просто как «татуированные». Анализ повреждений провела команда исследователей из Университета Данди, работавшая под руководством профессора Сью Блэк (Sue Black), которая возглавляет местный Центр анатомии и идентификации человека (CAHID).

©University of Dundee

Ученым удалось показать, что погибший получил как минимум пять тяжелейших ударов по голове, от которых и скончался. «Первый удар был нанесен предметом с круглым сечением и переломал зубы с правой стороны челюсти. Второй, видимо, тем же предметом – чем-то вроде дубинки – и сломал челюсть слева», – говорит профессор Блэк. Согласно данным реконструкции, третий мощный удар сбил жертву с ног и был нанесен с огромной силой – скорее всего, камнем в нижнюю часть челюсти. Четвертый был направлен на то, чтобы добить уже лежавшего человека, проломив ему голову. Наконец, пятый удар был нанесен третьим видом оружия и пробил еще одно отверстие в черепе.

Кроме того, Сью Блэк и ее команда провели профессиональную реконструкцию черепа и облика убитого по технологиям, которые уже не одно десятилетие применяют антропологи и судмедэксперты. Мотивы убийства – как и сами преступники – остаются неизвестными. Однако ученые не теряют надежды, что новые раскопки принесут и новые ценные улики. «Хотя мы не знаем, почему этот человек был убит, характер расположения его останков уже дает нам возможность узнать новое о культуре тех, кто его захоронил, – говорит археолог Стивер Бёрч (Steven Birch). – Возможно, его убийство стало результатом личного конфликта, а может, в этом действии был и элемент жертвоприношения».

©University of Dundee

Коллектив Международного исследовательского института интеллектуальных материалов провел пятидневный эксперимент на синхротроне в Гренобле в рамках Российско-Бельгийского гранта РНФ. Исследования направлены на разработку и диагностику новых эффективных катализаторов, которые могут быть использованы в фармацевтической и тонкой химической промышленности. В ходе работы ученые получили селективный катализатор, способный производить ценные ненасыщенные углеводороды без образования гораздо более дешевых насыщенных. Эти материалы позволят получать алкены не из нефтепродуктов, как это делается сейчас, а из биосырья.

ТУСУР

В научно-исследовательской лаборатории «Безопасность и электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств (НИЛ «БЭМС РЭС») Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники разработали коаксиальную камеру для измерения эффективности экранирования композитных материалов. Возможно, результатом работы ученых станет целый комплекс из различных устройств, которые позволят проводить измерения разных видов экранирующих материалов (например, для защитных средств) в разных диапазонах частот.