19.10.2017
Редакция Naked Science

Ученые предложили разместить лунные базы в лавовых трубках

Отверстие на поверхности Луны оказалось входом в крупную лавовую трубку. В перспективе такие трубки могут стать основой лунных баз.

yxlzwrfgqwhru5k3pvns

Глубокое отверстие в поверхности Луны неподалеку от кратера Мариус обнаружили еще в 2009 году. Новое исследование японских и американских ученых показало: это отверстие — лавовая трубка, созданная потоками горячего расплава горных пород. По оценке ученых, такие трубки смогут стать удобным и надежным убежищем для исследователей Луны.

Устройство лавовых трубок хорошо знакомо ученым, на Земле есть немало таких образований. Трубка формируется, когда лава, стекающая со склонов вулкана, остывает неравномерно. Верхний слой контактирует с воздухом и сравнительно быстро застывает. В это время нижние слои остаются пластичными и продолжают стекать вниз. Когда вулкан перестает выбрасывать лаву, нижние слои все еще смещаются вниз, оставляя пустоты внутри застывшей корки. Иногда на одном конце трубки остается открытый проход — так, вероятно, произошло и на Луне поблизости от кратера Мариус.

В исследовании использовали данные японского искусственного спутника Луны «Кагуя». Этот аппарат отправился к Луне 14 сентября 2007 года и завершил работу 10 июня 2009 года. На станции разместили 15 научных приборов, включая низкочастотный радар Lunar Radar Sounder. Его данные и позволили судить о наличии пустот под поверхностью Луны. Прибор исследовал скорость отражения радиосигналов от разных точек у входа в трубку и выявил характерный «рисунок» эхо. В нескольких местах его мощность резко уменьшалась, но затем стабильно росла. Похожие паттерны обнаружили в нескольких местах у кратера Мариус — возможно, под поверхностью находится сразу несколько лавовых трубок.

Размеры предполагаемой лавовой трубки на Луне по сравнению с городом Филадельфия / © Purdue University/David Blair

Данные измерений аппарата «Кагуя» подтвердились в исследованиях американской миссии GRAIL (The Gravity Recovery and Interior Laboratory). Ее приборы также выявили пустоты в породе этого региона Луны. Сопоставив данные двух аппаратов, авторы новой работы вычислили примерные размеры лавовой трубки у кратера Мариус. Ее длина составляет несколько километров, ширина и высота — не меньше километра. Такие размеры позволяют разместить в трубке базу, которая защитит астронавтов и оборудование от воздействия радиации.

Исследование опубликовано в журнале Geophysical Research Letters.

Ранее ученый из Университета Флориды предложил создавать компоненты ракетного топлива из экскрементов астронавтов.