Ученые попытались объяснить присутствие на Марсе метана — Naked Science
04.05.2016

Ученые попытались объяснить присутствие на Марсе метана

Исследователи выдвинули сразу несколько версий того, почему на Марсе присутствует метан.

pia14293-amended1

Наличие на Марсе этого простейшего углеводорода, по мнению ряда экспертов, может свидетельствовать в пользу существования жизни на Красной планете. Дело в том, что на нашей планете именно живые организмы выступают в качестве основного источника метана. Все это, конечно, вселяет оптимизм. Однако представляющие Калифорнийский технологический институт специалисты нашли и другое объяснение присутствию на Марсе «живого газа». С результатами исследования нас знакомит сайт arXiv.org.

Были проанализированы показатели температуры и влажности в районе, где находится Curiosity. Напомним, именно с помощью одного из научных инструментов этого аппарата в 2014 удалось зафиксировать кратковременное резкое повышение концентрации метана в приповерхностном слое атмосферы Красной планеты. Сейчас ученые выдвинули сразу три версии этого явления, причем, как оказалось, данный феномен можно объяснить и без привлечения тезиса о живых организмах.

В рамках первого объяснения предполагается адсорбция метана реголитом в твердом состоянии и его выделение при плавлении. Второй вариант рассматривает влияние микроорганизмов. Наконец, третий делает акцент на подземных водоносных слоях: якобы, повышение концентрации метана можно объяснить возмущениями в них. Окончательный ответ на интересующий ученых вопрос может дать эксперимент, имитирующий на Земле условия Красной планеты (он может быть проведен в обозримом будущем). А пока исследователи намерены еще лучше проанализировать данные, присланные Curiosity.

Разные группы ученых склоняются к тому, что, если на Марсе и нет жизни сейчас, то она существовала в далеком прошлом. Так, марсоход Curiosity прислал фото объектов, которые очень похожи на постройки, образующиеся в земных условиях в результате жизнедеятельности цианобактериальных матов. Вероятно, в давно минувшие эпохи на Марсе имела место активность микроорганизмов.

Напомним, ранее на Красной планете удалось выявить следы кипящей воды. В пользу этого говорят необычные черные следы на поверхности холмов этой планеты. Проведенный в земных условиях эксперимент показал, что из-за своеобразных условий Марса стекающая вниз с холма вода будет кипеть, что, в свою очередь, ведет к образованию весьма характерных следов. Также следует отметить, что любая вода на поверхности Марса является слишком соленой и кислотной для поддержания жизни в «земном» понимании.