04.05.2016
Редакция Naked Science

Ученые попытались объяснить присутствие на Марсе метана

Исследователи выдвинули сразу несколько версий того, почему на Марсе присутствует метан.

pia14293-amended1

Наличие на Марсе этого простейшего углеводорода, по мнению ряда экспертов, может свидетельствовать в пользу существования жизни на Красной планете. Дело в том, что на нашей планете именно живые организмы выступают в качестве основного источника метана. Все это, конечно, вселяет оптимизм. Однако представляющие Калифорнийский технологический институт специалисты нашли и другое объяснение присутствию на Марсе «живого газа». С результатами исследования нас знакомит сайт arXiv.org.

Были проанализированы показатели температуры и влажности в районе, где находится Curiosity. Напомним, именно с помощью одного из научных инструментов этого аппарата в 2014 удалось зафиксировать кратковременное резкое повышение концентрации метана в приповерхностном слое атмосферы Красной планеты. Сейчас ученые выдвинули сразу три версии этого явления, причем, как оказалось, данный феномен можно объяснить и без привлечения тезиса о живых организмах.

В рамках первого объяснения предполагается адсорбция метана реголитом в твердом состоянии и его выделение при плавлении. Второй вариант рассматривает влияние микроорганизмов. Наконец, третий делает акцент на подземных водоносных слоях: якобы, повышение концентрации метана можно объяснить возмущениями в них. Окончательный ответ на интересующий ученых вопрос может дать эксперимент, имитирующий на Земле условия Красной планеты (он может быть проведен в обозримом будущем). А пока исследователи намерены еще лучше проанализировать данные, присланные Curiosity.

Разные группы ученых склоняются к тому, что, если на Марсе и нет жизни сейчас, то она существовала в далеком прошлом. Так, марсоход Curiosity прислал фото объектов, которые очень похожи на постройки, образующиеся в земных условиях в результате жизнедеятельности цианобактериальных матов. Вероятно, в давно минувшие эпохи на Марсе имела место активность микроорганизмов.

Напомним, ранее на Красной планете удалось выявить следы кипящей воды. В пользу этого говорят необычные черные следы на поверхности холмов этой планеты. Проведенный в земных условиях эксперимент показал, что из-за своеобразных условий Марса стекающая вниз с холма вода будет кипеть, что, в свою очередь, ведет к образованию весьма характерных следов. Также следует отметить, что любая вода на поверхности Марса является слишком соленой и кислотной для поддержания жизни в «земном» понимании.

Сотрудники МФТИ и Института ядерных исследований РАН изучили спектры лунных нейтрино — сверхлегких фундаментальных частиц, возникающих из-за взаимодействия космических лучей с поверхностью Луны. Наблюдение таких частиц сделает спутник новым источником нейтрино, что может дать дополнительные методы ее изучения.

Садовые скульптуры из деревенского приусадебного сада на востоке Англии оказались настоящими египетскими сфинксами и стали самым дорогим лотом местного аукциона. При стартовой цене 200 фунтов их продали почти в тысячу раз дороже.

Специалисты Красногорского завода им. С. А. Зверева (КМЗ) создали новый снайперский прицел сверхвысокой кратности. Он позволит эффективно поражать цели на дальности до полутора тысяч метров. Новинка получила индекс ПО 5-20х56, выпускать ее будут под торговой маркой «Зенит».