22.02.2017
Редакция Naked Science

Ученые поняли, как термиты начали строить термитники

Первые австралийские термиты обитали на деревьях, и лишь потепление и сокращение лесного покрова заставило их научиться возводить огромные термитники.

termite

В Австралии термитники могут достигать 8 метров в высоту. С учетом размеров собственного тела (3 мм) термиты возводят самые большие сооружения на планете – если увеличить их до пропорций человека, то такое здание достигнет высоты в несколько километров. Термитники вполне можно отнести к числу таких важных, редких и удачных адаптаций, как человеческий мозг, и похоже, что механизмы их происхождения тоже похожи.

Биолог из Сиднейского университета Нэйтан Ло (Nathan Lo) и его коллеги секвенировали геном Nasutitermes triodiae и других носатых термитов Австралии, показав, что они произошли от видов, которые на других континентах обитают на деревьях. Ученые полагают, что на Южный континент они прибыли около 20 млн лет назад, например, на принесенном океаном бревне или просто парой из самца и самки, которую во время брачного полета подхватил сильный ветер. По данным Ло и его соавторов, «прародиной» австралийских термитов является Южная Америка.

Оказавшись в Австралии, они освоились и принялись вести прежний «древесный» образ жизни. Однако вскоре климат изменился, став значительно жарче и суше, и местные леса, прежде покрывавшие континент, начали быстро редеть и отступать к достаточно влажным побережьям. Эти перемены заставили термитов адаптироваться к питанию травой и опавшими листьями, потеряв способность самостоятельно переваривать древесину, а заодно – перенести свои гнезда с веток на землю и научиться возводить термитники без опоры на стволы.

Комфортная, прохладная и влажная, безопасная среда внутри обеспечивала большие преимущества колониям, которые освоили новые «технологии строительства». В статье, опубликованной журналом Biology Letters, ученые отмечают, что этим путем различные группы термитов двигались независимо друг от друга.

«Оказавшись в Австралии, они продолжили строить гнезда на деревьях, и лишь позже спустились на землю и стали строить на ней, – говорит профессор Ло. – Это напоминает эволюцию других величайших строителей планеты – людей, чьи предки несколько миллионов лет назад тоже жили на деревьях». Добавим, что выйти на открытое пространство, активно переходить к прямохождению, кооперативной охоте и коммуникациям наших предков тоже заставило сокращение площади лесов из-за очередного потепления – этим наша предыстория тоже напоминает историю термитов.