Ученые подтвердили эффективность Монреальского протокола для восстановления озонового слоя — Naked Science

Меры, принятые более тридцати лет назад, оказывают положительное влияние на земную атмосферу.

озоновая дыра
Динамическая визуализация расположения озоновой дыры над Южным полюсом Земли / © NASA Solar System Exploration

Химические вещества, разрушающие озоновый слой, также оказывают заметное влияние на атмосферную циркуляцию в Южном полушарии Земли. Исследование, опубликованное в Nature, показывает, что эти атмосферные изменения остановлены и обращены вспять — благодаря Монреальскому протоколу, ограничивающему выбросы веществ, которые разрушают озоновый слой.

«Это исследование дополняет растущее количество фактов, свидетельствующих об эффективности Монреальского протокола, — говорит Антара Банерджи, ведущий автор работы. — Договор не только стимулировал восстановление озонового слоя, но и привел к недавним изменениям в схемах циркуляции воздуха в Южном полушарии».

Озоновая дыра над Южным полюсом нашей планеты впервые была обнаружена в 1985 году. Она ежегодно появлялась в августе и затягивалась к декабрю. Такое истощение озонового слоя приводило к охлаждению воздуха, что, в свою очередь, усиливало полярные вихри. В итоге это привело к миграции районов струйного течения ветров и смещению засушливых регионов на границе тропиков ближе к Южному полюсу.

После принятия Монреальского протокола в 1987 году концентрации вредных химических веществ, провоцирующих появление озоновой дыры, начали постепенно снижаться. Начиная с 2000 года среднегодовая площадь озоновой дыры над Антарктидой постепенно уменьшается. Как показывает исследование, проведенное Антарой Банерджи, примерно в это же время прекратилось и смещение ветров в сторону Южного полюса.

«Задача этой работы — доказать нашу гипотезу о том, что восстановление озона на самом деле ведет к изменениям атмосферной циркуляции, и это не просто совпадение», — поясняет Банерджи. Сперва, используя методики компьютерного моделирования, ученые показали, что наблюдаемые процессы в атмосфере не могут быть обусловленными лишь естественными сдвигами ветров в приполярных областях. Затем авторы работы отдельно проанализировали потенциальное влияние на эти сдвиги озона и парниковых газов.

Расчеты показали, что такие газы, как СО2, также влияют на миграцию ветров. Но остановка этого процесса и его частичное обращение вспять могут быть обусловлены лишь влиянием озона. Если бы не постоянно повышающаяся концентрация углекислого газа в атмосфере, обратное смещение струйных течений было бы более активным.

По словам ученых, к середине нынешнего века круговорот ветров в Южном полушарии должен будет полностью нормализоваться. Примерно тогда же должна исчезнуть большая озоновая дыра над Антарктидой.