20.02.2018
Редакция Naked Science

Ученые обнаружили 15 генов, которые формируют нашу внешность

Исследователи из Лёвенского католического университета (Бельгия), университетов Питтсбурга, Стэнфорда и Пенсильвании (США) выявили 15 участков генома, которые определяют черты лица человека.

pigment-e1442494941357

Давно доказано, что наши внешние характеристики зависят именно от ДНК, и это знание должно находить широкое применение в разных сферах. Например, хирурги могли бы использовать ДНК для реконструктивно-восстановительных операций, судебные эксперты с ее помощью составляли бы портреты преступников, а историки – воссоздавали бы внешность наших давних предков.

Но чтобы это стало возможным, необходимо выяснить, какие именно гены в цепочке дезоксирибонуклеиновой кислоты отвечают за определенные черты лица. «Обычно мы ищем иголку в стоге сена, − говорит Сет Вайнбург (Seth Weinberg), сотрудник университета Питтсбурга. – В прошлом ученые выбирали определенные особенности внешности, например расстояние между глазами и ширину рта, и затем искали связь между ними и генетическим кодом. Очевидно, что это помогло идентифицировать ряд генов, однако до сих пор он очень ограничен».

В ходе нового исследования ученые действовали по другой схеме. Они составили большую базу данных с 3D-изображениями разных людей и соответствующими им ДНК, разделили черты их лиц на подгруппы-модули и попытались понять, соответствуют ли какие-либо части молекулы этим подгруппам. В результате они смогли детерминировать 15 участков ДНК, отвечающих за беспрецедентное количество лицевых характеристик.

Команда из Стэнфорда выяснила, что геномные локусы, связанные с обликом человека, формируются, когда организм только начинает развиваться в утробе матери. Также она обнаружила, что различные генетические варианты связаны с теми частями генома, которые влияют на то, как сильно выражены те или иные особенности наружности. К примеру, семь из пятнадцати генов определяют размер и форму нашего носа, что является хорошей новостью для судмедэкспертов.

«Мы знаем, что по черепной коробке практически невозможно понять, какой у человека нос, – говорит Питер Клас (Peter Claes), специалист по компьютерному анализу изображений из Лёвенского университета. – Поэтому, когда следователи воссоздают внешность преступника или жертвы на основе формы черепа, нос является своего рода камнем преткновения. Мы уверены, что благодаря нашему открытию таких проблем больше не возникнет, и портреты людей будут максимально точными».

Правда, генетики считают, что не стоит забегать вперед: для качественного анализа потребуются еще многие годы. «Мы очень далеки от того, чтобы знать все без исключения гены, формирующие наше лицо, особенно учитывая тот факт, что на него оказывают воздействие окружающая среда, климат и образ жизни», − пишет Клас в статье, опубликованной в Nature Genetics. Однако он уверен, что разработанная им и его коллегами технология очень перспективна. Она может применяться, например, для того чтобы изучать снимки МРТ головного мозга людей с нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера.