19.11.2013
Редакция Naked Science

Ученые научились выявлять опасные стволовые клетки

Японские ученые научились распознавать опасные стволовые клетки, пересадка которых  представляет огромный риск развития раковых заболеваний.

CancerCell2-1024x768

Ученые из Центра прикладных исследований iPS-клеток (induced pluripotent stem cells, iPS) при Университете Киото научились отличать опасные стволовые клетки, развивающие при пересадке раковую опухоль, от тех, которые служат строительным материалом для создания органов и тканей.

Основная причина, мешающая широкому применению  стволовых iPS-клеток в медицине – высокий риск развития раковых заболеваний при их пересадке.

В ходе исследования по выращиванию нервных клеток из iPS ученые заметили, что около 10% клеток не превращаются в нервные. Результаты их пересадки в мозг мышей подтвердили предположения ученых о том, что после пересадки они могут развить раковую опухоль. Затем специалисты сравнили «плохие» клетки с «хорошими» – в опасных им удалось выявить три генетических последовательности, которые отсутствовали в «хороших».

– Эта особенность открывает возможности использования iPS-клеток в медицине, так как позволит на раннем этапе определять и отсекать опасные клетки, – говорится в пресс-релизе Центра прикладных исследований iPS-клеток.

Впервые стволовые клетки из обычной клетки человеческой кожи получил профессор Университета Киото Синъя Яманака в 2006 году. Сегодня ученые уже могут  из них выращивать клетки сердечной мышцы, кишечника, поджелудочной железы, сетчатки глаза, крови, кожи, нервные клетки, женскую яйцеклетку и клетки спермы.