Ученые научились выявлять опасные стволовые клетки

Ученые научились выявлять опасные стволовые клетки

Японские ученые научились распознавать опасные стволовые клетки, пересадка которых  представляет огромный риск развития раковых заболеваний.

Ученые из Центра прикладных исследований iPS-клеток (induced pluripotent stem cells, iPS) при Университете Киото научились отличать опасные стволовые клетки, развивающие при пересадке раковую опухоль, от тех, которые служат строительным материалом для создания органов и тканей.

Основная причина, мешающая широкому применению  стволовых iPS-клеток в медицине – высокий риск развития раковых заболеваний при их пересадке.

В ходе исследования по выращиванию нервных клеток из iPS ученые заметили, что около 10% клеток не превращаются в нервные. Результаты их пересадки в мозг мышей подтвердили предположения ученых о том, что после пересадки они могут развить раковую опухоль. Затем специалисты сравнили «плохие» клетки с «хорошими» – в опасных им удалось выявить три генетических последовательности, которые отсутствовали в «хороших».

– Эта особенность открывает возможности использования iPS-клеток в медицине, так как позволит на раннем этапе определять и отсекать опасные клетки, – говорится в пресс-релизе Центра прикладных исследований iPS-клеток.

Впервые стволовые клетки из обычной клетки человеческой кожи получил профессор Университета Киото Синъя Яманака в 2006 году. Сегодня ученые уже могут  из них выращивать клетки сердечной мышцы, кишечника, поджелудочной железы, сетчатки глаза, крови, кожи, нервные клетки, женскую яйцеклетку и клетки спермы.