У похожей на Венеру планеты нашли кислородную атмосферу — Naked Science
19.08.2016

У похожей на Венеру планеты нашли кислородную атмосферу

Горячий кислород над океаном магмы: экзопланета Gliese 1132b может оказаться аналогом юной Венеры.

hires

Обнаруженная в прошлом году экзопланета Gliese 1132b сразу обратила на себя большое внимание и близостью к нам, и небольшими размерами. Расположенная в 39 световых годах от Земли, она ближе любой другой экзопланеты такой величины – всего 1,2 радиуса Земли. Теоретически наши инструменты должны позволить изучить ее атмосферу. Gliese 1132b сразу назвали «одной из самых важных экзопланет», хотя то, что жизни здесь нет и быть не может, было ясно. Находясь всего в 2,25 млн км от своей звезды, она делает оборот вокруг нее за 1,6 земных дня, нагреваясь выше 250 °С.

Новые детали жизни Gliese 1132b раскрывает недавняя работа Лауры Шефер (Laura Schaefer) и ее коллег, которые смоделировали поведение атмосферы планеты. Содержа водный пар, она при этом и получает почти в 20 раз больше ультрафиолетового излучения от своей звезды, чем Земля – от Солнца. Такие энергичные фотоны расщепляют молекулы воды на составные части – водород и кислород, – которые должны улетучиваться в космос. Однако, в силу большей легкости и подвижности молекул водорода, в атмосфере Gliese 1132b должен накапливаться кислород.

«На планете более холодной наличие кислорода могло бы служить признаком наличия жизни, – говорит Лаура Шефер. – Но на такой горячей, как Gliese 1132b, это признак совершенно противоположный: планета раскалена и стерильна».

В самом деле, ученые отмечают, что водный пар – газ, способный создавать исключительно мощный парниковый эффект, и в сочетании с сильным излучением звезды они должны нагревать Gliese 1132b до температур, какие не наблюдаются и на нашей соседней Венере. Скорее всего, ближе к поверхности она быстро растет, так что сама поверхность остается полностью расплавленной уже миллионы лет. Этот магматический океан, в свою очередь, должен поглощать часть атмосферного кислорода – по подсчетам Шефер и ее коллег, около 10%.

Такая картина могла существовать в прошлом и на самой Венере. Во всяком случае, она выглядит подходящей: соседняя планета была куда более похожей на Землю и тоже содержала большие количества воды. Однако, находясь заметно ближе к Солнцу, получала больше излучения, а дальше могли действовать те же механизмы, что мы видим на Gliese 1132b сегодня.

Вообще, Gliese 1132b может оказаться первой экзопланетой, у которой показано наличие кислорода в атмосфере – пусть и «совершенно бесполезного» с нашей точки зрения. И если выкладки астрономов верны, мощные телескопы следующих поколений, такие как James Webb или Giant Magellan Telescope, смогут обнаружить ее и выяснить состав.