У палеогеновой ящерицы нашли вторую пару глаз — Naked Science
02.04.2018

У палеогеновой ящерицы нашли вторую пару глаз

Североамериканская ископаемая ящерица с двумя обычными и двумя теменными глазами помогла ученым разобраться в истории «дополнительных» глаз у позвоночных.

lizard_1_16x9

Около 49 миллионов лет назад на западе Северо-Американского континента жили четырехглазые ящерицы Saniwa ensidens. У них было два обычных глаза по бокам острой морды и два теменных глаза в основании черепа. Ученые восстановили строение головы ископаемых ящериц по рентгеновским снимкам и КТ нескольких черепов, найденных в штате Вайоминг в 1871 году; результаты исследования опубликованы на этой неделе в Current Biology.

На снимках видны полости в черепах — подобные есть и у некоторых современных ящериц, например Cyclura lewisi, правда, у них теменной глаз всегда один. До сих пор науке не было известно о ящерицах с двумя теменными глазами.

Теменные глаза встречаются также у некоторых бесчелюстных, рыб и земноводных. Этот орган сохраняет светочувствительность, но его используют не для зрения, а как железы внутренней секреции. Устроены они проще, чем нормальные глаза: с ними не связаны мышцы, они лишены век и радужной оболочки, хотя сетчатка и что-то вроде хрусталика имеются. Часто эти «дополнительные» глаза есть у детенышей, но с возрастом они редуцируются.

Внешний вид ящерицы Saniwa ensidens, реконструкция по КТ и рентгеновским снимкам. Видение художника. SENCKENBERG GESELLSCHAFT FÜR NATURFORSCHUNG/ANDREAS LACHMANN/DIGIMORPH.

Функция теменных глаз во многом остается неясной. У рыб они, скорее всего, участвуют в регулировании суточных ритмов, меняя концентрацию мелатонина в организме в зависимости от освещения. Однако у других позвоночных эту функцию выполняют неглазоподобные органы. Возможно, теменные глаза помогают своим обладателям ориентироваться в пространстве по магнитному полю или регулировать температуру тела, но пока что это только предположения.

Несколько больше, чем о предназначении теменных глаз, известно об их строении и эволюции. Третьи и четвертые глаза являются частью эпиталамуса и развиваются из эпифиза (шишковидного тела, пинеального органа) и/или парапинеального органа. Вместе они составляют пинеальный комплекс. Эпифиз есть и у человека, а парапинеального органа у большей части позвоночных нет. Иногда этот комплекс бывает структурно похож на глаз, иногда — нет.

Предположительно, третий глаз был у предков современных птиц и млекопитающих, но редуцировался и остался исключительно у ящериц. Есть и другая теория — о том, что у позвоночных третий глаз развивался из эпифиза, а только у ящериц — из парапинеального органа. Четвертый глаз палеогеновой ящерицы S. ensidens является доказательством того, что теменные глаза у ящериц и всех остальных позвоночных имеют разное происхождение.

Ранее ученые выяснили, как ящерицы сцинки не задыхаются, закапываясь в песок, и как ящерица молох пьет через кожу.