Триасовый вулканизм подтвердила ртуть — Naked Science

Триасовый вулканизм подтвердила ртуть

Британские геологи показали, что причиной триасового вымирания и последующего доминирования динозавров могла послужить повышенная вулканическая активность.

vc

По современным представлениям, история Земли насчитывает пять массовых вымираний. Наиболее крупное из них, пермское, произошло примерно 250 миллионов лет назад и привело к исчезновению 70 процентов всех морских и 96 процентов сухопутных видов. Самым известным периодом глобальных катастроф считается мел-палеогеновое вымирание. Оно пришлось на конец мезозоя (около 66 миллионов лет назад) и сопровождалось вымиранием динозавров. В новой работе специалисты из Оксфордского университета и других учреждений изучили причины расцвета последних. Предполагается, что доминированию динозавров способствовало триасово-юрское вымирание (199,6 миллиона лет назад).

Триасово-юрское вымирание уничтожило по меньшей мере половину известных сейчас видов животных, включая многих земноводных, круротарзов и конодонтов. Это позволило освободить экологические ниши, которые в юрский период (200–145 миллионов лет назад) значительно увеличили биоразнообразие внутри надотряда. Точный механизм триасового вымирания неизвестен. Основная гипотеза предполагает, что причиной катастрофы послужили изменения климата. В качестве факторов, которые усилили парниковый эффект, рассматриваются падение астероида и массовое извержение вулканов. Так, в последнем случае вулканизм мог стимулировать высвобождение метана из донных кристаллических соединений.

CAMP и участки исследования / ©Lawrence M. E. Percival et al., PNAS, 2017

Чтобы проверить это предположение, авторы исследовали породы на территории Центрально-Атлантической магматической провинции (CAMP) и за ее пределами. CAMP представляет собой разрозненную область базальтовых отложений, протяженных более чем на 5000 километров, на границах современных Африки, Европы, Северной и Южной Америки. Они стали результатом континентального вулканизма в триасово-юрский период (большинство — возрастом 202–189 миллионов лет) и предшествовали формированию Атлантического океана после раскола Пангеи. В составе расположенных в CAMP магматических пород пласты базальта перемежаются углеродсодержащими осадочными отложениями.

Поскольку в случае роста вулканической активности в атмосферу должны были выбрасываться крупные газовые облака с высоким содержанием ртути, ученые проанализировали образцы осадочных пород из шести участков CAMP на предмет этого элемента. После оценки концентрации показатель сравнили с общим уровнем органического углерода. Результаты показали, что пики повышения ртути совпадают с триасово-юрским вымиранием. По мнению геологов, полученные данные дополняют аргументы в пользу аномального вулканизма в конце триаса. Вероятно, это спровоцировало резкое увеличение в атмосфере углекислого газа, который ускорил потепление. Повлияла ли сама ртуть на катастрофу, неясно.

Подробности исследования представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее ученые выяснили, что вымиранию динозавров могло способствовать удлинение срока инкубации яиц.

О возможности шестого массового вымирания читайте в нашем материале.