Теорию относительности Эйнштейна проверят с помощью спутников Galileo — Naked Science

Теорию относительности Эйнштейна проверят с помощью спутников Galileo

4.8

Ученые полагают, что общая теория относительности может быть проверена при помощи спутников Galileo. Они были выведены на орбиту некорректно и не могут использоваться для решения обычных задач.

albert_ehjnshtejn-650x379

Общая теория относительности (ОТО) гласит, что гравитация ведет к замедлению хода времени. На поверхности нашей планеты время течет медленнее, а при удалении от Земли – быстрей. Центр прикладных космических технологий и микрогравитации (Германия) и французская Парижская обсерватория хотят провести самую детальную «диагностику» ОТО: в этом ученым помогут спутники Galileo, которые были выведены некорректно. Они имеют не круговую, а вытянутую орбиту. Ученые сверят время на Земле и на борту этих аппаратов. Отметим, что каждый из спутников Galileo имеет атомные часы.

Предсказание теории эксперты проверят с точностью до 0,0004%, а результаты будут получены до конца 2017 года. Специалисты Европейского космического агентства (ЕКА) говорят о самой точной, быстрой и дешевой проверке эффекта замедления времени, которое было пересказано в рамках ОТО. По словам ученых, проведение эксперимента стало возможным благодаря некорректному выводу аппаратов, что теперь позволит осуществить нечто большее.

Корректируемая орбита спутника / ©ESA   Эффект замедления времени ранее был проверен на аппарате Gravity Probe A, запущенном в 1967 году. На его борту были установлены атомные часы. Эксперимент проводили на высоте 10 тыс. км, а его активная фаза заняла около 2 часов. Тогда предсказание общей теории относительности было подтверждено с точностью 0,0007%.

Новый эксперимент будет разительно отличаться от старого, ведь в распоряжении ученых будут уже не два часа, а целый год. Отметим, что в 2017-м в целях проверки теории также планируется отправка атомных часов на борт Международной космической станции.

Спутники  Galileo, о которых идет речь, были запущены с космодрома Куру 22 августа 2015 года. В качестве ракеты-носителя выступал российский «Союз-СТ-Б». Из-за возникшей в разгонном блоке «Фрегат-МТ» неисправности аппараты не были выведены на орбиту так, как требовалось. В Европейском космическом агентстве заявили, что они непригодны для решения задач навигации, однако эксперты не оставили попыток довывести аппараты. К настоящему времени орбиту первого из спутников уже удалось скорректировать на 3,5 тыс. км. В дальнейшем будут предприниматься и другие попытки.

Система Galileo является совместным проектом ЕС и ЕКА. Прежде всего она решает геодезические и навигационные задачи. В отличие от GPS (США) и ГЛОНАСС (Россия), система не рассчитана на военную эксплуатацию. Общие затраты на проект оцениваются в 4,9 млрд евро.

Суровая реальность разбила сердца любителей астрономии по всему миру: в этом месяце окончательно разрушился легендарный радиотелескоп обсерватории «Аресибо» в Пуэрто-Рико. Национальный научный фонд США (NSF) опубликовал видео процесса. Оказывается, конструкция рухнула аккурат во время осмотра тросов с помощью дрона.