28.02.2014
Редакция Naked Science

При высокой скорости вращения спиральные галактики «сплющиваются»

Форма спиральных галактик зависит от скорости вращения – плоские вращаются быстро, а «шарообразные» скопления звезд, соответственно, медленно.

611265main_hubble_holidaywreath_full

Специалисты из Австралии, изучая свойства спиральных галактик, установили, что, как правило, их форма зависит от скорости вращения – плоские вращаются быстро, а «шарообразные» скопления звезд, соответственно, обладают низкой скоростью.

Часть спиральных галактик во Вселенной бывает очень плоской, тогда как другие их собратья обладают «вздутой» или даже шарообразной формой. Большую часть последнего века астрономы провели, пытаясь понять, как возникли галактики различных видов, и мы сделали большой шаг к ответу на этот вопрос, показав, что вращение спиральных галактик является ключом к их форме.

– Данаил Обрешков из университета Западной Австралии в Перте

К такому выводу Обрешков вместе с коллегой Карлом Глэйзбруком пришли в процессе изучения 16 спиральных галактик при помощи радиотелескопа VLA.

VLA (Very Large Array) – 27 радиотелескопов в штате Нью Мексико (США), работающих как единая многовибраторная сложная антенна – антенная решетка. Антенны радиотелескопов 25 метров в диаметре. Их общая чувствительность эквивалентна антенне диаметром 36 километров. VLA использовался для поисков воды на Меркурии, микро-квазаров, радио-корон вокруг звезд и многих других исследований.

Огромные «семьи» звезд, ставшие объектом исследования ученых, удалены от нас всего на 10-50 миллионов световых лет – это позволяет рассмотреть многие детали в их устройстве, а также оценить форму и массу.

Исследуя движение крупных скоплений водорода в этих объектах, специалистам удалось вычислить скорость и направление вращения галактик в 10 раз точнее, чем удавалось ранее. Полученные данные ученые сравнили с другими свойствами этих объектов и обнаружили, что форма спиральных галактик зависела главным образом от скорости их вращения.

Чем быстрее крутилась галактика, тем более плоским был ее диск (если смотреть на него «сбоку») Соответственно, при низкой скорости вращения в центре галактик сначала появлялась характерная «перемычка». При еще более низких значениях галактики напоминали сплющенный шар.

Специалисты считают, что их открытие окажется полезным при изучении эволюции галактик в ранние эпохи жизни Вселенной.

Компания Ричарда Брэнсона сдвинула старт коммерческих суборбитальных полетов на четвертый квартал следующего года. Это связано с доработкой оборудования и новыми тестами.

При помощи функциональной магнитно-резонансной томографии исследователи выяснили, как в мозге представлены абстрактные физические концепции — такие как фермион, гравитация или темная материя. Вне зависимости от родного языка, культуры или места обучения одни и те же концепции оказались очень похоже организованы у всех испытуемых.