Современные сложные организмы могут быть не первыми на Земле — Naked Science

Современные сложные организмы могут быть не первыми на Земле

До появления общих предков современной жизни на Земле могли появиться и исчезнуть другие многоклеточные организмы.

6a00d83451574c69e201b8d0890adb970c1

Считается, что возникновение сложных многоклеточных организмов – уникальное событие, в истории Земли случившееся лишь однажды. Было это около 1,6–1,7 млрд лет назад, когда к бактериям и археям, жившим на планете уже почти 2 млрд лет, присоединились первые эукариоты, из которых впоследствии эволюционировали животные и растения, грибы и протисты. Этот период стал ключевым неслучайно: лишь тогда в Мировом океане накопилось достаточно кислорода.

Сложные механизмы защиты от его окислительного воздействия, сложные системы его использования для клеточного дыхания на мембранах митохондрий – все это стало приносить большую отдачу. Архея, поглощенная, но не переваренная случайной бактерией, смогла развиться в митохондрию, а вся клетка целиком – в эукариотическую. Около 800 млн лет назад, когда кислород заполнил и атмосферу, а воздух получил почти современный состав, на Земле уже царили сложные многоклеточные организмы.

Однако Майкл Кипп (Michael Kipp) и его коллеги по Вашингтонскому университету пришли к выводу, что кислорода на Земле было достаточно и раньше. Между 2,1 и 2,3 млрд лет назад его уровень уже поднимался по необъяснимой причине, а затем также загадочно упал снова. В этот период вполне могли возникнуть и размножиться другие многоклеточные, затем полностью погибнув и не оставив никаких следов в древних окаменелостях. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной журналом PNAS.

Авторы исследовали содержание селена в осадочных породах, датированных двумя и более миллиардами лет назад. Его метаболизируют метаногенные микробы морского дна, понемногу меняя соотношение изотопов селен-82 и 78. Однако скорость этого процесса зависит от присутствия в среде кислорода, что и позволяет использовать анализ селена для оценки содержания этого окислителя.

Эти данные и указали на внезапный (и также внезапно исчезнувший) пик содержания кислорода в океане между 2,1 и 2,3 млрд лет назад. Оно достигало 5 мкмоль/л, что заметно ниже современных 325 мкмоль/л, но все равно существенно выше минимума, который достаточен многим современным жителям моря (порядка 0,9 мкмоль/л). Это уже не первая такая находка. Некоторые предыдущие работы также обнаруживали следы загадочного всплеска содержания кислорода в земных океанах того времени – Ломагунди-Ятулийское событие. Причина его остается неизвестной.

Один из авторов новой работы Роджер Бьюик (Roger Buick) объясняет: «Наше исследование показывает, что кислорода в окружающей среде тогда было достаточно для развития сложных клеток, для того, чтобы они приобрели существенное экологическое значение раньше, чем о том свидетельствуют ископаемые останки. Это не значит, что так оно и было, но возможность такая имелась».

Политолог Дэниэл Додни считает, что фундамент для будущих космических конфликтов закладывается на Земле уже сегодня.

Практически любой фермер, развивая хозяйство, рано или поздно покупает трактор. Но для Китая это утверждение, похоже, уже не так верно. Все больше местных аграриев осваивают легкие БПЛА. Их используют для орошения полей пестицидами и удобрениями, что в десятки раз эффективнее ручного труда.