25.11.2016
Редакция Naked Science

Состояние иммунитета зависит от положения в обществе

Эксперименты на макаках показали, что иммунная система животных на вершине социальной иерархии способна лучше справляться с вирусными инфекциями. Однако обезьяны, оказавшиеся «на дне», лучше готовы к борьбе с бактериальными заболеваниями. Объяснить эту разницу ученые не смогли.

Быть бедным – это еще и большой риск быть больным, и дело не только в худшем доступе к качественной пище, медицинскому обслуживанию и другим благам. Существуют и другие факторы, связывающие низкий социальный успех с плохим состоянием здоровья. Один из них ярко продемонстрировали эксперименты, о которых Дженни Дун (Jenny Tung) и ее коллеги из Университета Дьюка рассказывают в статье, опубликованной журналом Science.

Ученые использовали 45 самок макак-резус, обезьян, образующих иерархические группы, сведя вместе прежде незнакомых друг с другом животных. Порядок груминга в группе четко соответствует рангу обезьяны на «социальной лестнице», что и позволило ученым следить за положением каждой из своих подопытных в иерархии. Три месяца спустя у них был проведен забор крови.

Из образцов ученые выделили несколько типов иммунных клеток и провели анализ активности 9000 генов, обнаружив, что сильнее других изменилось состояние естественных киллеров, лимфоцитов, поглощающих опухолевые клетки, а также зараженные вирусами. В естественных киллерах активность 1600 генов оказалась связана именно с социальным статусом. Для сравнения, в Т-лимфоцитах изменилась экспрессия лишь 284 генов, а в других иммунных клетках – и того меньше.

Однако могло получиться так, что обезьяны, обладающие сильным иммунитетом, оказываются на вершине иерархии, а не само это положение меняет их иммунитет. Чтобы отбросить этот вариант, авторы поменяли их местами. Социальным статусом макак-резусов легко манипулировать: у них он определяется прежде всего сроком пребывания в группе. Поэтому, вводя животных в группу в нужной последовательности, можно поместить его на нужную ступеньку в иерархии. Те, кто появился раньше, занимают более высокие места.

Это позволило поменять положения макак в подопытной группе и три месяца спустя снова провести анализ лимфоцитов крови. Результаты оказались прежними: у тех, кто оказался на вершине «социальной лестницы», наблюдалась повышенная активность 1600 генов в естественных киллерах.

Само по себе это еще не означает мощного иммунитета, однако, по словам авторов, такие животные должны сильнее и эффективнее отвечать на атаки вирусных инфекций. С другой стороны, обезьяны внизу иерархии, с ослабленной экспрессией множества генов естественных киллеров, должны обладать определенным преимуществом в борьбе с инфекциями бактериальными. Эволюционный смысл такой «специализации» остается неизвестным.