Северокорейские ядерные испытания могут разбудить потухший вулкан — Naked Science

Северокорейские ядерные испытания могут разбудить потухший вулкан

На самой границе КНДР с Китаем высится священная для жителей обеих стран 2,7-километровая гора Пэктусан. Их трепет можно понять: этот спящий вулкан, который не раз выказывал свой норов, последний раз проявлял активность в 1903 г. Но и сегодня спится ему неспокойно. Под давлением изнутри гора растет на несколько миллиметров в год, а ядерные испытания на Корейском полуострове лишь усиливают опасность.

volcanolake

Международное сообщество не раз высказывало опасения и недовольство в связи с продолжением испытаний Северной Кореей ядерного оружия. Теперь к этим протестам присоединились и ученые. Новая статья, опубликованная журналом Scientific Reports, указывает на потенциальную возможность разбудить Пэктусан такими встрясками.

Последние испытания, проведенные 6 января 2016 г. (по сообщению властей КНДР, то был взрыв водородной бомбы, хотя многие эксперты в этом сомневаются), привели к землетрясению магнитудой 5,1. Сейсмические колебания регистрировались на расстоянии в сотни километров, в том числе и на склонах Пэктусана, находящегося в 116 км от эпицентра взрыва.

Южнокорейские ученые построили серию математических моделей, подсчитав, что, если бы бомба была мощнее и землетрясение достигло магнитуды 7, оно привело бы к резкому повышению давления в магматической камере вулкана. Настолько резкому, что Пэктусан бы проснулся. И предсказать последствия этого пока не могут даже ученые.

В самом деле, извержение Пэктусана в 1903 г. было не слишком значительным, зато летописи от 946 г. н. э. сохранили записи о настоящей катастрофе. Тогда, по современным оценкам, вулкан выбросил около 100 куб. км пепла и лавы и выделил энергию, эквивалентную сотне миллионов бомб, разрушивших Хиросиму.

В наши дни Пэктусан демонстрирует явные, хоть пока что и довольно слабые, признаки беспокойства. К сожалению, из-за трудностей пропускного режима по обе стороны границы вулканологи не имеют достаточно возможностей для изучения его на месте. Так что если катастрофа случится, она может стать большой неожиданностью.

Ingenuity, который совсем скоро должен стать первым вертолетом, взлетевшим в атмосфере другого небесного тела, наконец вошел в полностью самостоятельный этап миссии. Он окончательно отделился от Perseverance, марсоход от него отъехал, и теперь дрон получает энергию только от собственной солнечной батареи. Он уже пережил суровую марсианскую ночь и прислал снимок с собственной камеры.