Северокорейские ядерные испытания могут разбудить потухший вулкан
24.02.2016

Северокорейские ядерные испытания могут разбудить потухший вулкан

На самой границе КНДР с Китаем высится священная для жителей обеих стран 2,7-километровая гора Пэктусан. Их трепет можно понять: этот спящий вулкан, который не раз выказывал свой норов, последний раз проявлял активность в 1903 г. Но и сегодня спится ему неспокойно. Под давлением изнутри гора растет на несколько миллиметров в год, а ядерные испытания на Корейском полуострове лишь усиливают опасность.

volcanolake

Международное сообщество не раз высказывало опасения и недовольство в связи с продолжением испытаний Северной Кореей ядерного оружия. Теперь к этим протестам присоединились и ученые. Новая статья, опубликованная журналом Scientific Reports, указывает на потенциальную возможность разбудить Пэктусан такими встрясками.

Последние испытания, проведенные 6 января 2016 г. (по сообщению властей КНДР, то был взрыв водородной бомбы, хотя многие эксперты в этом сомневаются), привели к землетрясению магнитудой 5,1. Сейсмические колебания регистрировались на расстоянии в сотни километров, в том числе и на склонах Пэктусана, находящегося в 116 км от эпицентра взрыва.

Южнокорейские ученые построили серию математических моделей, подсчитав, что, если бы бомба была мощнее и землетрясение достигло магнитуды 7, оно привело бы к резкому повышению давления в магматической камере вулкана. Настолько резкому, что Пэктусан бы проснулся. И предсказать последствия этого пока не могут даже ученые.

В самом деле, извержение Пэктусана в 1903 г. было не слишком значительным, зато летописи от 946 г. н. э. сохранили записи о настоящей катастрофе. Тогда, по современным оценкам, вулкан выбросил около 100 куб. км пепла и лавы и выделил энергию, эквивалентную сотне миллионов бомб, разрушивших Хиросиму.

В наши дни Пэктусан демонстрирует явные, хоть пока что и довольно слабые, признаки беспокойства. К сожалению, из-за трудностей пропускного режима по обе стороны границы вулканологи не имеют достаточно возможностей для изучения его на месте. Так что если катастрофа случится, она может стать большой неожиданностью.