Каково это – посетить Юпитер? — Naked Science

Каково это – посетить Юпитер?

Крупнейшая в Солнечной системе планета последние несколько дней находится в зоне повышенного внимания. И тому есть логическое объяснение – со дня на день к ней причалит автоматическая межпланетная станция «Юнона». В связи с этим NASA решило представить, каково же это – посетить Юпитер.

528777main_pia13746-43_full

Эпитет «гигантский» закреплен за Юпитером отнюдь не случайно – если бы он был полым, то в нем с легкостью могли бы уместиться 1300 таких планет, как наша. Этот газовый гигант в 2,5 раза массивнее всех остальных планет, вращающихся вокруг Солнца, вместе взятых. Он имеет десятки спутников, мощнейшее магнитное поле, а также образует своего рода миниатюрную Солнечную систему.

После пяти лет странствий космический аппарат «Юнона» почти достиг своего пункта назначения. Через три дня он наконец причалит к Юпитеру. Аппарат будет вращаться вокруг газового гиганта по эллиптической орбите на расстоянии до пяти тысяч километров от его атмосферы.

Давайте же будем честны: Юпитер не самое приятное место для посещения. Начнем с того, что на этом «газовом шаре» даже некуда приземлиться. Он практически полностью состоит из легких элементов: водорода и гелия.

Если попробовать поверхностно описать его структуру, то она будет выглядеть приблизительно так: под густыми и неспокойными облаками вглубь простирается слой водорода с добавками гелия толщиной до 25 тыс. км, постепенно, под воздействием все возрастающего давления и температуры, переходя из газовой в жидкую фазу. Четкой границы между фазами нет, все это выглядит, скорее, как колоссальный кипящий водородный котел. Атмосфера планеты настолько «ядреная», что может попросту раздавить любой космический корабль, совсем как бумажный стаканчик.

Характерной особенностью внешнего облика Юпитера являются его полосы и завихрения, которые представляют собой ветряные аммиачные облака. Диск планеты вот уже несколько сотен лет также украшает огромное пятно размером с нашу планету. Это знаменитое атмосферное образование называется Большое красное пятно (БКП). Об этом гигантском шторме, бушующем на Юпитере, известно еще с 17 века.

Атмосфера Юпитера, состоящая в основном из водорода и гелия, является ядовитой. Уровень же радиации на этой планете в 1000 раз превышает смертельный уровень для человека.

По мнению ученых, «сердце» гиганта представляет собой твердое ядро в полтора раза крупнее Земли и массой, превышающей земную в 10–15 раз. Температура в ядре, по одним данным, может достигать 50 тыс. градусов.

Естественные спутники

На сегодняшний день у Юпитера насчитывается 67 спутников, что является абсолютным рекордом среди планет Солнечной системы. Однако внимание астрономов приковано к четырем самым крупным его спутникам – Ио, Европе, Ганимеду и Каллисто. Они были открыты еще в 1610 году Галилео Галилеем.

Знаменитый итальянский ученый удивился бы, узнав, как много на сегодня нам известно об этой юпитерской четверке. К примеру, Ио имеет активные вулканы, Ганимед – собственное магнитное поле, Европа может похвастаться подледным океаном, а Каллисто состоит преимущественно из спрессованной смеси льда и горных пород.

«Вооруженная до зубов» космическая станция «Юнона» 4 июля выйдет на орбиту Юпитера. На борту зонда находятся разнообразные научные инструменты, с помощью которых планируется изучить историю формирования и развития, состав и магнитосферу газового гиганта.

По словам сотрудников NASA, в первые 53 дня аппарат совершит два ознакомительных витка вокруг планеты, после чего приступит к сбору научных данных. Предполагается, что в этот период он будет совершать облет Юпитера по орбите каждые 14 дней, максимально приближаясь к его поверхности на 5 тыс. км.

Опасное сближение космических аппаратов произошло, по данным «Роскосмоса», в 04:49 (по московскому времени) 27 ноября. Минимальное расстояние между двумя спутниками дистанционного зондирования Земли — российским «Канопус-В» и индийским Cartosat-2F — составило всего 224 метра.

Историки из Тюменского государственного университета и Тобольской комплексной научной станции УрO РАН выявили динамику населения татарско-бухарской слободы Тобольска XVII века. В результате они смогли определить поименный состав тюркского населения этого города.