16.09.2014
Редакция Naked Science

Ученые: древних мексиканцев спасал только алкоголь

Древних мексиканцев, живших в городе Теотиуакан, мог спасать от голодной смерти алкоголь. Речь идет о традиционном мексиканском напитке – пульке.

5091060717_21f0b21d87_b
©Wikipedia / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Речь идет о мексиканском традиционном напитке – пульке. Он делается из ферментированного сока агавы или магея. Напиток представляет собой вязкую жидкость молочного цвета, которая получается путем брожения сока. Крепость пульке варьируется от 6 до 18%.

До этого момента не было найдено никаких веских подтверждений того, что древние мексиканцы употребляли пульке. Дело в том, что «алкогольные» химические вещества растворяются в воде и не оставляют следов на посуде. Впрочем, косвенные свидетельства пристрастия жителей Теотиуакан к пульке все же были найдены.

На территории города Теотиуакан ученые обнаружили множество фресок, на которых изображено употребление алкогольных напитков. Амфоры, найденные археологами, похожи на те, которые используют для хранения пульке в современной Мексике. В дополнение ко всему этому были обнаружены скребки, пригодные для выжимания сока агавы.

Чтобы подтвердить догадки, ученые прибегли к новому методу. Его суть заключается в поиске биомаркеров бактерии Zymomonasmobilis, которая вырабатывает этиловый спирт. В качестве биомаркеров выбрали гопаноиды – пентациклические тритерпены. Они являются компонентами клеточных мембран некоторых микроорганизмов. Было обследовано 300 сосудов, где, как предполагали ученые, хранили пульке. На четырнадцати из них были найдены следы гопаноидов. Там же нашли и химические следы сосновой смолы, которая могли использоваться для гидроизоляции сосудов.

Теотиуакан – крупный региональный центр, бурное развитие которого началось во II веке н. э. В лучшие годы население города могло достигать 200 тыс. человек. Прокормить такой «мегаполис» было довольно сложно, ведь он находился в регионе с засушливым климатом. Заметим также, что главная сельскохозяйственная культура древних мексиканцев – маис, бедная аминокислотами, кальцием, железом и витаминами В.

По мнению ученых, алкоголь играл куда более важную роль в быту жителей Теотиуакан, чем считалось раньше. Пульке мог быть едва не единственным спасением мексиканцев в засушливые годы. Тем более что агава хорошо переносит засуху и морозы. С полной картиной исследования можно ознакомиться в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.