16.05.2018
Редакция Naked Science

Сбой внутренних часов повысил риск депрессии

Исследователи связали нарушения суточных ритмов с повышенной вероятностью развития депрессии, биполярного расстройства и других расстройств настроения.

gettyimages-543202511

Ученые из Шотландии, Ирландии и Швеции выяснили, что люди с нарушениями суточных ритмов активности и отдыха более склонны к аффективным расстройствам (расстройствам настроения). К этой группе нарушений относят депрессию, биполярное аффективное расстройство, циклотимию. По словам ученых, пациенты со сбитыми внутренними часами реже чувствуют себя счастливыми и чаще — одинокими. Исследование опубликовано в журнале Lancet Psychiatry.

Нарушения суточных ритмов связывают со многими опасными процессами в организме. В 2017 году выяснилось, что они могут способствовать росту опухолей.

Авторы новой работы проанализировали данные UK BioBank, британского хранилища образцов биоматериала и медицинских сведений о 500 тысячах человек. Ученые отобрали информацию о 91 105 людях в возрасте от 37 до 73 лет. В период с 2013 по 2015 год они проходили исследование суточных ритмов активности: в течение недели волонтеры носили трекер-браслет с акселерометром. Прибор отслеживал периоды физической активности и отдыха на протяжении суток.

Ученые сравнили, сколько в среднем человек двигался в течение десяти самых активных часов в сутках и пяти наиболее пассивных. Более здоровым ритмом считался тот, при котором участник исследования много двигался днем, а ночью спал. При менее здоровом ритме он часто просыпался ночью, а день мог провести почти без движения. Результаты сопоставили с данными анкет о психическом состоянии людей. Они оценивали субъективное ощущение одиночества и склонность к невротизму — неустойчивому настроению и тревожности. Также участники сообщали, был ли у них когда-нибудь диагноз депрессии или биполярного расстройства.

Те, у кого суточные ритмы были нарушены сильнее, чаще сталкивались с биполярным расстройством и депрессией, а также чувствовали одиночество. Скорость реакции у них оказывалась меньше, чем у людей со здоровым сном. При анализе данных учли многие важные факторы: возраст, пол, социоэкономический статус, наличие детских психологических травм и время года, когда участник проходил эксперимент с акселерометром.

Пока не известно, что возникает раньше — аффективное расстройство или нарушения сна. Ученые считают, что помочь это выяснить могут похожие эксперименты с участием подростков: в этом возрасте «дебютируют» многие психические расстройства, а также меняются циклы сна и отдыха.

Ранее немецкие биологи нашли ключевое звено системы регуляции суточных ритмов у дрозофил и смогли управлять линькой мушек.